Тидиб

Возникновение села Тидиб учёные относят к XIII веку. Оно расположено в живописной Гидатлинской долине (нынешний Шамильский район), в которой выявлено более 20 археологических памятников, свидетельствующих о проживании здесь людей с далёкой древности.

В ауле были построены две башни, которые преследовали оборонительную цель. Верхняя башня имела высоту в семь этажей. (К сожалению, башни до сегодняшнего дня не сохранились). Имелся подземный колодец, путь к которому пролегал через подземный ход на глубине 8 метров и протяжённостью 100 метров.

Каждый дом обычно делился на две половины: хозяйскую и кунацкую. Свет проникал через маленькие окна и узкие щели в стене, которые служили и амбразурами. Печку топили по-чёрному, мебелью служили деревянные табуретки и нары с резьбой. Украшением в кунацкой были ковры и паласы. Одежда у жителей села была тёмных цветов и прекрасно сочеталась с суровым местным пейзажем. Найденные при раскопках многочисленные предметы: бусы, бронзовые кольца, браслеты, бляхи и т.д. — свидетельствуют об обширных связях жителей села с другими народами.

Население села издавна делилось на четыре тухума: Артукилал, Хайдарилал, Хандилал, Нахатилал. Через Гидатль проходил важнейшего стратегического и торгового значения путь на Самур, Курах и в Чечню. Жители села занимались земледелием, скотоводством, различными видами ремесла (производством серебряных изделий, художественной обработкой камня и дерева, изготовлением натуральных красок и больших шёлковых женских платков путём разведения тутового шелкопряда и т.д).

До распространения христианства в Тидибе господствовало язычество. Свидетельством тому служат множество камней с изображением сцен охоты, военных столкновений, лабиринтов и различных рисунков. Проникновение христианства сюда началось в IХ-X вв. и продолжалось до 2-й половины XV века. Были найдены 11 камней с изображением крестов, христианские захоронения, остатки христианской церкви. Вслед за христианством в XV веке в село проник ислам, распространителем которого был Хаджи-Удурат из селения Мачада.

В конце XVII века в Тидибе была построена сельская мечеть, к которой позже был проложен деревянный водопровод. Из села вышло немало людей с глубокими знаниями об исламе и тарикате. Среди них устар Ибрагимхалил Хапиз-эффенди. Одним из образованных тидибцев своего времени был Магомед Хандиев — основоположник аварской азбуки, грамматики и хрестоматии. Он же первым перевёл на аварский язык «Сказку о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина. С Хандиевым встречался всемирно известный лингвист П. К. Услар, который был изумлён его умом и стремлениями.

В 1840 и 1842 гг. в селе побывал известный художник Г. Г. Гагарин, а в 1887 году выдающийся русский учёный М. Ковалевский — автор книги «Закон и обычай на Кавказе». В 1925 году аул Тидиб посетили знаменитый «мирискусник» Лансере и его дагестанский ученик Джемал, зарисовавшие «Тидиб вечером» на своих полотнах. Есть сведения, что здесь существовал отдельный кодекс законов села, вошедший в сборник «Гидатлинские адаты», автором которого был житель Тидиба Чурилов Гасан.

Тидибцы приняли активное участие в Кавказской войне, немало их сражалось в войсках имама Шамиля. При его пленении 25 августа 1859 года одним из переводчиков между имамом и князем Барятинским был М. Хандиев. Ещё более активное участие приняли тидибцы в восстании 1877-1878 гг. против царизма (малый шариат). В Гидатле завязались ожесточённые бои, а в Тидибе каждую саклю приходилось брать с боем. Несколько семей после подавления восстания были отправлены в Сибирь. В годы гражданской войны в селе побывал Н. Гоцинский и попытался поднять контрреволюционный мятеж. Для подавления мятежа сюда были брошены отряд 11-й Красной Армии во главе с Лапиным и отряд Кара Караева. После долгих переговоров здесь была установлена Советская власть.

В 1929 г. в селе были открыты две школы ликбеза, в 1931 — начальная школа, в 1940 г. — семилетняя, преобразованная в 1959 г. в восьмилетнюю. Из-за нехватки местных педагогических кадров в школе работали направленные из центральных областей СССР русские учительницы. В 1975 году Тидибская школа стала средней. В 1985 году здесь открылась новая современная школа со всей необходимой учебно-материальной базой.

В 1931 году здесь был создан колхоз имени Махача Дахадаева. В 1938 году впервые в Нагорном Дагестане здесь под руководством Расула Казанбиевича Гаджиева была построена малая гидроэлектростанция, и в саклях тидибцев загорелись «лампочки Ильича». Во время Великой Отечественной войны на фронт ушли 68 тидибцев, половина из них не вернулись с полей сражений. В память павших на поле брани в селе сооружены несколько монументов с фамилиями всех фронтовиков. В Тидибе действуют участковая больница с современным оборудованием, медпункт, работает медресе. Учащиеся школы занимаются в секциях по вольной борьбе, ушу-саньда, волейболу, акробатике, здесь открыт филиал школы искусств, работают библиотеки, Дом культуры, музей, чайный цех и т.д.

Жители села Тидиб по праву гордятся богатой историей своего прекрасного края.

 

Источник: http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=15549

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *