С того злополучного дня прошло полтора месяца. И, казалось бы, о них забыли, их могут оставить в покое, но… Глаза мозолил наглядный пример того, как поступают с «наглыми самозахватчиками». А именно: в прошлом месяце в самый разгар снегопада без предупреждений трактором был снесен забор и частично дом семьи Агамирзоевых.
На тот момент дома никого не было. Их дочь, проживающая по соседству, увидев происходящее, выбежала на улицу остановить сносщиков. «Я кричала: остановитесь, там же люди живут живые! Что вы делаете?! Дождитесь хотя бы хозяев! Но они не хотели слушать, хамили. Когда мама все это увидела, у нее началась истерика. Даже «скорую помощь» вызвали», — рассказывает молодая женщина.
Очевидно, действуя таким образом, «уполномоченные» не задумались о моральной стороне поступка, а вернее, о том, что могли оставить на улице пожилых людей в морозную зиму. Сейчас дом Агамирзоевых выглядит как после бомбежки. Так же выглядят еще несколько домов неподалеку. У всех одна беда — неузаконенные земли. От постоянных разговоров о сносе домов дети задают вопросы, которые ставят родителей в тупик. «Дочь Ася вчера удивленно спросила у меня: «Папа, я теперь уроки на улице буду делать?» Я так растерялся. Не сразу сообразил, что ответить», — говорит Руслан.
Когда хата с краю
Местность, где проживают эти семьи, не имеет даже точного адреса. Более 50-ти домов, выстроенных в одну ломаную улицу вдоль озера, назвали одной цифрой Петра I, 8. Так маленькая территория со своеобразной траекторией и невысоким достатком ее жителей превратилась в мини-поселок. И сейчас мало кто помнит, что когда-то на этой местности находилось болото. Прошел не один десяток лет, а на карте города вместо этого заселенного клочка земли — озеро. Стало быть, и людей, проживающих на нем, нет… «Мы своими силами осушили болото. КамАЗами привозили за собственные средства грунт, щебенку, потом провели коммуникации. Тогда нам не запрещали строить. Просили только не трогать берег озера. Мы и не трогали. А в 2005 году озеро огородили от нас забором», — рассказывают жители.
В этом, скорее всего, и суть всей неразберихи — людям не запрещали строить. А ведь строился там не состоятельный человек, а именно тот, который не мог позволить себе купить участок, и тут на тебе: хочешь — стройся! Многие жители этого городка-невидимки поселились более 20 лет назад. Так, например, Людмила Магомедова рассказывает, что выросла в этих окрестностях. Ее родители живут в поселке почти 25 лет, при этом оформить все необходимые документы им удалось совсем недавно. Сама Людмила с мужем и детьми построила себе однокомнатный домик на самой окраине улицы. Построила, хотя знала, что рядом с опорой ЛЭП нельзя. Но опять-таки — не запретили. Оттого появление теперь чиновников с Предписанием об «охранной зоне ЛЭП» — для них как снег на голову. «Пусть за нас не беспокоятся, мы за свое здоровье сами ответим. Нам бы только жить где», — говорят самозастройщики.
Но самое занимательное во всем этом то, что совсем рядом с одноэтажными домиками за год вырос большой многоквартирный дом. Он неуважительно закрывает жителям солнечный свет и постоянно напоминает, «кто в доме хозяин». Вопрос на засыпку: отчего же ЛЭП не помешала построиться этой многоэтажке? Может, у ее владельца тоже нет «зеленки»?..
Чтобы прояснить ситуацию, «НВ» обратилось за комментариями в Управление архитектуры и градостроения Махачкалы. «Они захватили территорию, на которой нельзя проживать. Это зона ЛЭП. Лично я предупреждал этих людей и два, и пять лет назад. У них нет документов, потому сейчас готовятся материалы в суд. Все остальные вопросы адресуйте Администрации Ленинского района», — заявил по телефону Зубайру Батыраев.
Между тем в Ленинской администрации (ЛР) об охранной зоне ЛЭП на этом участке поселка не знали. В отделе по Сносу и строению и у заместителя главы администрации ЛР Магомеда Султанова информация по незаконным постройкам оказалась весьма скудной. По крайней мере, для СМИ. «Если люди не имеют документов, то это не дает им право жить в этом месте, потому что это не их собственность. Если человек решил строиться, то он должен представить весь пакет документов. Он должен иметь проект в соответствии с архитектурой города, право на строительство, оплатить все необходимые пошлины. Строить они нашли себе деньги… А эти люди — самозахватчики! И с ними нужно бороться», — последнее из уст молодого замглавы прозвучало так, словно речь идет о террористах.
На вопрос, почему же до сих пор не выселили самовольщиков и вообще позволили им обосноваться на не принадлежащей им территории, когда при администрации работает целый полк по вопросам незаконных построек (отдел по Сносу и строению), в ответ прозвучало: «У нас очень много работы, и до этих людей мы добрались только сейчас».
Действительно, в нашей активно застраивающейся столице трудно сразу разобраться, кто законно строится, а кто «по большой дружбе». И тем более для одного «маленького» отдела из 10 человек работы во всем Ленинском районе «невпроворот». Между тем Султанов уверил, что сносить будут лишь тех, кто мешает новому проекту, который предусматривает строительство жилого городка, детсада и парка. Обратите внимание: высоковольтная ЛЭП и детсад. Парадоксально, не так ли?.. Открытым остается вопрос и о причине сноса: все-таки ЛЭП или новый проект?
Закон не всегда суров
Безусловно, жители виноваты в том, что вовремя не узаконили права на свои участки. И теперь вопрос о сносе их жилья практически равен вопросу жизни и смерти, потому что некоторым семьям буквально некуда идти. Родственники далеко, а снимать квартиру — непозволительная роскошь. И потом, куда девать нажитое годами имущество и кто возместит расходы на строительство.
В свою очередь, вольностройщики надеются на статью 234 ГК РФ о приобретательной давности, которая гласит, что «Лицо — гражданское или юридическое — не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение 15 лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность)». Однако, как прокомментировали в Правовом центре Республики Дагестан, для этого необходимы действия заинтересованных лиц, потому что само по себе право собственности не приобретается.
На стороне незаконных застройщиков оказался и закон ФЗ №93 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества», предусматривающий дачную амнистию. «Дачная амнистия действует до конца 2012 года, потому за это время нужно оформлять, узаконивать отстроенный жилой дом через суд. Предварительно нужно произвести экспертизу на соответствие нормам и правилам строительства, решение вопроса о том, подлежит ли этот дом функциональному использованию — проведены ли коммуникации, газ, вода, электричество. В ином случае жители вправе требовать возмещения убытков», — считают в Правовом центре.
Возможности защиты законами не могут не радовать жильцов поселка, но они пока не торопятся. Считают своим долгом сначала встретиться с главой города Саидом Амировым и попросить его о более гуманном отношении к себе. «Говорят же, что он помогает людям, идет навстречу. Может, и нас он поймет… ведь жить нам действительно негде. А в эти дома мы вложили все свои силы…», — с надеждой говорят жители.