Жители мамедкалинского микрорайона Заречный, пострадавшие от наводнений прошлого года, намерены бойкотировать выборы в Народное собрание 13 марта, если им не выплатят компенсации за ущерб, нанесенный стихией.
Ливневые дожди обрушивались на Дербентский район дважды — в середине марта и начале мая. Местные жители говорят, что подобных наводнений прежде здесь не бывало, исключением был только 1999 год. От стихийного бедствия пострадало огромное количество народа. Последние две недели снова стали аномальными по количеству осадков, и корреспондент «НД» решил отправиться в Мамедкалу, чтобы узнать, как население справляется с капризами погоды.
В микрорайоне Заречный мы нашли ютящихся в жалких лачугах «пакъиров» (бедолаг), забытых районной и республиканской властью. Зулейха Алишихова, например, вместе с шестью детьми живет в уцелевшей от прошлых наводнений каморке площадью 12 квадратных метров. Остальной дом обвалился. Представьте, одну из стен здесь заменяет лист картона, и в таких условиях эта семья живет уже год. Хорошо было бы поселить сюда чиновников, от которых зависит выплата средств, вместе с их семьями хотя бы на неделю, чтобы на своей шкуре почувствовали, чем оборачивается их волокита.
Вот что пишет Муминат Рабаданова: «На данный момент мы проживаем на съемной квартире, без каких-либо удобств, есть только электричество. У нас даже нет отопления, очень сыро и холодно. Мы — это я, инвалид третьей группы, и моя 80-летняя мать, прикованная к постели. Мы еле сводим концы с концами, сами восстановить себе жилье мы не имеем финансовых возможностей. Из доходов у нас только наши пенсии, которых еле хватает на лекарства, оплату жилья и пропитание, чтобы не умереть с голоду».
Мы встретились с инициативной группой пострадавших в Заречном, их более 40 домов, всего же в Мамедкале пострадало 220 домов. Представители «утопленников», как их называют в Дербентском районе, заявили нам, что если власть не обратит на их проблемы внимания, то они будут бойкотировать предстоящие 13 марта выборы. Таких избирателей около тысячи, и они будут просить своих соседей, родственников и просто знакомых поддержать их бойкот.
Глава поселка Рабадан Рабаданов заявил, что он тоже должен был быть в первых рядах требующих справедливости, но документы отправили в Махачкалу, а перечисление средств из Минфина до сих пор не произведено. Руслан из инициативной группы заявил, что волокита началась уже на уровне районной администрации, человек в правительстве сказал ему, что объем выделенных средств будет увеличен до 120 млн рублей на оба наводнения, а здесь им до сих пор талдычат про 40 миллионов. Документы пострадавших от наводнения 16 марта ушли в МЧС сразу из-за повышенного общественного внимания, а документы на наводнение 4 мая заставили отправить в Махачкалу только после пикетов на площади в столице республики.
Потерпевшие Ашура Магомедова, Эльмира Эдеева, Габибат Абдуллаева, перебивая друг друга, рассказывают: «Глава района Курбан Курбанов при личной встрече с нами заявил, что на месте наших домов хочет построить стадион для молодежи, а нам предлагает взять участки на окраине поселка, куда не подведены коммуникации — газ, вода. Мы со своей земли никуда не уйдем. Район не предпринимает мер по углублению русла реки Дарваг-чай. Водохранилище относится к ведению Геджухского хозяйства, которое возглавляет двоюродный брат главы МО «Дербентский район» Курбана Курбанова, дамбу не укрепили, и ее часть снесло».
Мы поехали осматривать злополучное Геджухское водохранилище. Части дамбы, где должен быть створ для аварийного сброса воды, вообще нет после прошлогодних паводков, и если будет большая вода, Мамедкала опять окажется под водой. Таким образом, ничего не сделано, чтобы предотвратить повторение беды. Мы встретились с руководителем Геджухского хозяйства Шихисифом Новрузалиевым. Он объяснил, что «за месяц предупреждал в прошлом году правительство о надвигающейся беде, но никто не предпринял никаких мер. Меня обвинили, что я не произвел работы на выделенные средства за 2006—2008 годы — 12 миллионов. Вот моя работа, запротоколирована и на фотографиях». На наш вопрос, ждать ли следующего наводнения, он ответил: «Обязательно».
Со стороны представителей районной власти к «утопленникам»-зареченцам были заявлены претензии, что они, мол, уже получали компенсации и участки на верхних землях в 1999 году. Габибат Абдуллаева отвечает: «Никто с микрорайона не получал участки, прежний глава поселка их продал, несколько человек с микрорайона купили там участки, а не получили. Компенсации были в размере 1—3 тысячи рублей. Да и вообще на Зулейху Алишихову, когда смотрели архивы в районе, списано более двух миллионов рублей, тогда как женщина расписывалась только за 1800 рублей, мы получили три тысячи». Пострадавшие от наводнений вложили более 200 тысяч рублей в постройку дамбы в самом микрорайоне, здесь районная администрация помогла им, привезя сорок «Камазов» грунта.
Итог поездки таков: народ не нужен никому, и пока ведомства и район не определятся, как поделить этот пирог, деньги пострадавшим не поступят. Жители Заречного рассказывают, что при потопе 1999 года им приходилось делиться пятьдесят на пятьдесят. Что будет теперь, они не знают, если их уже пугают уголовным преследованием за якобы имеющиеся злоупотребления с фактически неполученной людьми компенсацией. А ведь будет еще очередной потоп…
Источник: http://www.ndelo.ru/one_stat.php?id=4397