«Дождик, дождик перестань, я поеду в Дагестан»

60 миллиардов рублей… Именно эта внушительная сумма по предписанию российского премьера Владимира Путина должна выделяться ежегодно на создание туристического кластера на Кавказе.

 За такие огромные деньги, даже с вычетами на коррупционные откаты, что-то, да построить должны. В СМИ уже неоднократно отмечались неоспоримые плюсы создания кластера – это и появление новых рабочих мест, и позитивное использование богатейших природных ресурсов Кавказа, и приток долгожданных инвестиций…
Безусловно, природа российского Кавказа не может не поражать своим великолепием, но учитывая угрожающий образ республик СКФО, так навязываемый СМИ, будут ли люди готовы рискнуть посетить этот туристический рай?
На первый взгляд мне, как человеку, искренне болеющему за процветание Кавказа, проект по созданию туристического кластера представлялся как некая сказка. Неужели наконец-то жители, уставшие от того, что их родина воспринимается как территория войны, беспокойства и нестабильности, смогут с наслаждением осознать, что теперь Дагестан или Кабардино-Бакария, Осетия или Карачаево-Черкесия – это в первую очередь привлекательные туристические регионы?!
Хотелось бы верить, что так оно и будет, но есть некоторые опасения и вопросы.
Туристическая индустрия всей России сегодня значительно уступает западной. Тем более, если говорить о кавказских республиках, то вряд ли когда-либо без привлечения внешней рабочей силы, удастся добиться нужного уровня сервиса, чтобы ответить взыскательным запросам искушенных туристов. И тут нельзя апеллировать к известному гостеприимству, дело в другом, менталитет что ли, чуждое всё это.
Не покидает и мысль о том, что в первую очередь, властям нужно уделить внимание развитию более свойственной народам Кавказа деятельности.
Сельское хозяйство – это одна из главных отраслей экономики любого
государства, а учитывая природные ресурсы и трудолюбие кавказских народов, можно сделать вывод, что это направление является рентабельным. При соответствующей поддержке государства в виде налоговых послаблений, создания закупочных компаний, эта мера может стать эффективным способом снижения безработицы, повышения уровня доходов населения и как следствие, снижения социальной напряженности.
Еще один момент, который невозможно не выделить, это выстраивание грамотной ценовой политики. Сейчас, порой дешевле купить авиабилет за границу, чем слетать на родной Кавказ. К примеру, билет до Махачкалы, в среднем, обойдется в 6000 тыс. рублей в одну сторону, примерно столько же придется заплатить, чтобы попасть во Владикавказ, перелет до Нальчика и Минвод стоит около 7000. Немного дешевле выйдет полет до Краснодара – в районе 5000 рублей.
Ну, и даже на это можно закрыть глаза, если с Северного Кавказа будут доноситься не тревожные новости о каждодневной борьбе с террористическим подпольем, не о взрывах и захватах, не о победах с колоссальными потерями, а о чем-то позитивном, светлом, добром.
К сожалению, российский Кавказ в сознании большинства граждан нашей страны и иностранцев пока не ассоциируется с безопасным, спокойным и процветающим регионом.
Согласитесь, несмотря на притягательную красоту Гаити, вряд ли у кого появится большое желание провести свой отдых в этом райском уголке, после сообщений о неоднократных землетрясениях и о распространении холеры.
Но, это всё лишь мои опасения, так сказать, мнение простого обывателя и раз столько экспертов, специалистов и высших государственных лиц решили, что туристический кластер – это именно тот ключ к решению существующих проблем, значит этой сказке суждено со временем стать реальностью. И возможно через какое-то время знаменитые слова товарища Саахова — “Кавказ это всесоюзная житница, и кузница, и здравница”, вновь станут актуальными. По-крайней мере, очень хочется в это верить.

Ася Исраилова,
Руководитель пресс-службы «Российского конгресса народов Кавказа»

Мнение специалиста
Ислам Назаралиев,
член Экспертного Совета при Минэкономразвития России по проекту создания туристического кластера В СКФО, Краснодарском крае и Республике Адыгея

Действительно, когда мы начинали работу над этим проектом, было много факторов риска, не считаться с которыми мы не могли. Это и сложная криминогенная обстановка, и проблемы социально-экономического характера, и ряд других моментов. При этом мы старались исходить из того, что будет представлять из себя этот регион в среднесрочной и долгосрочной перспективе. У региона колоссальный потенциал, который необходимо реализовывать.
Заявленные вложения в размере 60 млрд. рублей планируется направить не только на создание всей необходимой инфраструктуры для развития туризма на территории Дагестана, а на территории шести субъектов Российской Федерации, а именно: Краснодарского края, Республики Адыгея, Кабардино-Балкарской Республики, Дагестана, Карачаево-Черкесской Республики и Республики Северная Осетия-Алания.

Анализ, проведенный Экспертным Советом при Минэкономразвития по проекту создания туркластера в регионе совместно с зарубежными экспертами, показал высокую эффективность вложений в данный регион. Возврат инвестиций в курорты Северного Кавказа ожидается от 7 до 10 лет, в то время как усредненная окупаемость в большинстве европейских стран варьируется от 25 до 30 лет.
Все это, безусловно, говорит о том, что инвестиции будут оправданы и с финансовой, и с социальной точки зрения, т.к. будет создано около 160 тыс. новых рабочих мест. Что касается сегодняшней активности бандформирований, то нужно отметить, что терроризм есть явление разрушительное и может быть нивелировано созиданием — интеллектуальным, культурным и материальным.

Мнение экспертов

Адальби Шхагошев,
Депутат Государственной думы РФ

По сути, прорывное предложение председателя правительства на заседании “Единой России” в июле месяце, о том, что все инвестиции, которые будут реализоваться на территории Северного Кавказа, будут на 70% прогарантированы правительством РФ, это очень важный шаг, которого мы очень долгое время ждали.
Мы говорили о том, что из соображений безопасности инвестиции на Кавказ не идут, и это была правда. А сегодня, когда 70% будут прогарантированы и одновременно, учитывая, потенциал, имеющийся на Северном Кавказе, можно уверенно сказать, что инвестиции туда пойдут.
Что касается того, поедут к нам отдыхать или нет, я, думаю, что тут статистика говорит за себя. Сегодня в сезон, как минимум в Приэльбрусье, свободных мест невозможно найти. Потому что это уже не начало и не середина 90-х, когда шла военная компания в Чечне и безопасность была совершенно на другом уровне. Люди обязательно туда поедут.
Более того надо здесь еще добавить, что сейчас принят по-настоящему очень глобальный документ, который сейчас обсуждается – Стратегия развития СКФО до 2025 года. Очень серьезный документ, который состоит из 116 страниц. Он размещен сейчас на сайте Правительства РФ.
Там очень подробно говорится обо всех преимуществах Северо-кавказских республик. И второе, очень важный, момент, наверное, после 70 % гарантий, на что надо обратить внимание, впервые, у республик спросили какие проекты желательно реализовывать в СКФО. Если вы заметили, там говорится и о строительном кластере по Дагестану, по КБР о реализации проектов, связанных как с туризмом, так и с производством пластиковых изделий, которые занимают 10-ки миллиардов рублей, так и по остальным республикам всё расписано. Раньше было по-другому, просто говорили, что надо реализовать тот или иной проект. О том, что лучше для Кавказа лучше знают сами кавказцы. Я считаю, что многое сейчас меняется, как и подход со стороны федерального центра, так и с точки зрения экономики.
Подход реальный. Никаких сомнений нет, что сейчас мы на правильном пути. Реализовывать это все предстоит новой команде СКФО, соответственно и А. Хлопонину, у которого есть серьезные полномочия, как у вице-премьера России. Я оптимистически сейчас отношусь ко всем этим начинаниям.

Аслан Хашир,
Член Совета Федерации Федерального Собрания РФ
Сумма, выделенная правительством России на развитие туристического кластера на Северном Кавказе, действительно серьезная. И хорошо, что и Краснодарский край, и Республика Адыгея вошли в состав туристско-рекреационных особых экономических зон наряду с Карачаево-Черкесией, Кабардино-Балкарией, Северной Осетией и Дагестаном. Такой оптимальный компромисс между ЮФО и СКФО.
В целом 60 млрд. рублей – это достаточная сумма чтобы в Северокавказском регионе развить туризм до европейских стандартов. Что касается коррупционных рисков, то, уверен, в контексте действующего государственного подхода руководства России к решению социально-экономических проблем Северного Кавказа они будут потрачены по назначению. Со своей стороны исполнительные власти субъектов Федерации, на территории которых и будет создаваться туристический кластер, больше всего заинтересованы в целевом использовании этих средств.
Уверен, что вложения в туризм на Кавказе будут непременно оправданы. Тем более что перед принятием государством программы создания туристического кластера в СКФО были проведены исследования, и изучена экономическая эффективность проекта.
В отношении стереотипов о кавказских республиках, нужно понять, что пришло время их изживать. В принципе, они уже изживаются, поскольку на Кавказе есть примеры реализации успешных туристических проектов, работают гостиницы, и в регионе постоянно наблюдается поток туристов. Все знают, что Северный Кавказ – одно из самых живописных мест на земле с необычными природными памятниками. Здесь проживает несколько народов со своей древней и самобытной культурой, познакомиться с которой стоит каждому.
На самом деле, все эти стереотипы – это не самая основная проблема в данном случае. Главное – это вопросы конкурентных цен и качества сервиса. Если туристические зоны на Кавказе будут соответствовать европейским стандартам и предлагать услуги высокого качества по конкурентным ценам, то они станут успешными и прибыльными.
Конечно, остается не менее важный вопрос стабильности в регионе. Думаю, что жители Северного Кавказа должны быть заинтересованы в социально-экономическом развитии их республик и в их собственном благополучии. На мой взгляд, создание туристического кластера на Северном Кавказе к этому и приведет, если население проявит должную активность и примет непосредственное участие в этом масштабном проекте.

Руслан Курбанов,
Политолог, руководитель экспертного совета рабочей группы Общественной палаты РФ по развитию общественного диалога и институтов гражданского общества на Кавказе, сопредседатель РКНК

Насколько я понимаю, сейчас власти нужно продемонстрировать решительное и веское изменение ситуации к лучшему на Кавказе. Естественно, инициированный проект по развитию сети туристических зон очень притягательный, красочный и очень удобный для продвижения в публичное пространство. Но меня не покидает ощущение, что этот проект – как чужеродное тело, чужеродный элемент на сегодняшнем Кавказе. Потому- что там без поддержки государства задыхаются сотни, тысячи новых предприятий, которые изначально были созданы самими кавказцами, исходя из нужд кавказского общества, которые востребованы сегодняшним кавказским обществом, но которые без должной поддержки, без должного налогового облегчения, не могут нормально функционировать. А если бы они получили поддержку, если бы они развились, они могли бы стать конкурентоспособными. Они были бы плотью кавказского общества, и Кавказ бы только гордился, говоря: «а вот мы сами смогли поднять экономику».
А проект по туристическим зонам мне представляется такой попыткой быстро-быстро выстроить туристический рай. Так не получится. Потому, что сама ситуация на Кавказе непростая. И даже при накачке туда очень больших денег, туда вряд ли пойдут люди. Та телевизионная картинка, которая существует относительно Кавказа, она отпугивает даже самых заядлых и бывалых туристов.
То, что в КБР через каждые две недели убивают туристов, отдыхающих именно в горных туристических зонах, включая сотрудников милиции, ФСБ.
То, что люди в масках врываются в курортную зону и просто расстреливают людей. Это очень сильно отпугивает.
Во-вторых, сознание людей не готово воспринять такой большой поток туристов. Я, боюсь, что это может привести к напряжению социальной обстановки.
В-третьих, сами кавказцы не готовы работать в сфере обслуживания. Такого уровня сервис мы не сможем вытянуть, у нас в крови этого нет, народ жесткий. Для того чтобы сделать отдых максимально комфортным придется завозить рабочую силу извне. Для обслуживания свадьбы одного олигарха в Дербенте пришлось привозить официантов из Баку.
И потом, такой выброс денег на кавказское поле, где не решена ни одна проблема, в т.ч. коррупции, в том числе расхищения бюджетных средств, в т.ч. террористической угрозы, создает огромные возможности для спекуляции, для увеличения коррупционных сетей.
Еще один момент. Сегодня продуктовая безопасность России стоит под угрозой. Вплоть до 30-40% Россия закупает за рубежом. В то время, когда в ведущих странах мира 14-17% закупок уже является угрозой продовольственной безопасности.
Когда мы настолько превышаем количество закупок, почему бы не поддержать своего производителя?! Если стоит задача улучшения инфраструктуры за счет государственных средств, почему бы не построить эти дороги просто так без привязки к туристическим зонам, которые лишь требуют дополнительных расходов.
И не факт, что они окупятся. У нас народ не наелся еще заграницей. И потом, даже при всех красотах России, в Сибири, на Кавказе, на Северных озерах, наш уровень сервиса не настолько высок даже в более цивилизованных местах, чтобы турист предпочитал отдых внутри России.
Горнолыжный туризм – это отдых для состоятельных людей. Он требует экипировки, работы с инструктором. Имеющий деньги, если перед ним встанет выбор, поехать в Альпы или на Кавказ, конечно, предпочтет более цивилизованный, более безопасный отдых, нежели на непредсказуемом Кавказе, где атакуют здания Парламента, где убивают туристов, где взрываются смертники.
Я с большой тревогой отношусь к этому проекту. Хотя, конечно, хотелось бы, чтобы он принес мир и спокойствие на Кавказ.

 

Источник: http://rcnc.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=3620

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *