«Неожиданно страна вновь стала распадаться на несколько частей. Именно поэтому каждая встреча, и каждый разговор с людьми из Чечни оставляют непреходящее чувство удивления тем, насколько они цельные. Конечно, они могут сильно вам не нравиться, но эту цельность невозможно не заметить».
Эта короткая цитата из книги известного журналиста Владимира Соловьёва «Мы – Русские! С нами Бог!» очень показательна, поскольку она в определённой степени раскрывает одну из причин сложившихся непростых отношений между Северным Кавказом и остальной Россией. И причина проста – схожесть. Чувство соперничества, постоянного соседства, сравнения. Мы изначально идеологически довольно близки друг другу, однако со временем каждый народ проходит свой путь становления. По той же причине русские испытывают весьма неоднозначные чувства по отношению к евреям. Судьбы двух народов очень похожи, особенно если учесть колоссальную духовность и ощущения избранности Богом обоих.
Бесспорно, сегодня невозможно отрицать усиливающееся влияние Арабских стран на Северном Кавказе. В этом нет ничего необычного, учитывая, что идея объединения всех исламских государств не первый десяток лет витает в воздухе. Однако, несмотря на это, я продолжаю утверждать, что духовно и идеологически Россия более близка национальным республикам Северного Кавказа, нежели, скажем, Саудовская Аравия. И дело здесь вовсе не в религии и не в территориальной близости. Кавказцы, русские и, пожалуй, евреи – единственные народы в мире, которым удается противостоять набирающей силу культуре Запада и при этом не сходить с ума. Законы Чеченской Республики нельзя сравнить по строгости с иранскими законами, по крайней мере, шариатский суд не является здесь официальной идеологией. Не собираюсь отрицать, что последнее время влияние России на Северном Кавказе теряет силу, хотя бы потому, что на улицах наших городов продолжают раздаваться взрывы. И когда я говорю «на улицах наших городов», я имею в виду и Москву, и Кизляр, и Ставрополь, и Махачкалу. Но любой русский сегодня практически в каждой горской традиции может найти то, что будет ему близко и по душе. Гостеприимство, открытость, щедрость, высокий уровень духовности и нравственности. Просто сейчас Северному Кавказу гораздо больше удаётся противостоять глобализации, мировому катку. Русские уже не так чтут свои традиции, многие, кстати, и религиозные. Я вообще осторожно отношусь к обобщениям, так как в жизни возможно всё, однако сегодня хотелось бы обратить особое внимание на одну из её сторон. Сознание собственного несовершенства всегда очищает человека, нацию. Если вновь процитировать Владимира Соловьёва: «Нужно ненавидеть себя настолько, чтобы быть лучшим». Сравните отношение русских и кавказцев к национальной музыке, танцам, языку. Мой хороший друг чеченец год испытывал страшные угрызения совести по поводу того, что он не знает языка своих предков, пока не овладел им. Зайдите в таганрогские, ростовские, московские школы и послушайте, особенно на переменах, каков там уровень русского языка некоторых учеников. Почему кавказцы гордятся своей национальной музыкой в Москве, в Ливане или в Соединенных Штатах? А что преимущественно слушают ваши дети, братья и сестры, племянники? На каком языке поют их любимые исполнители? В чьих семьях рождается больше детей? В каких городах более высокая явка на выборах? Кто из нас не бросает своих детей и стариков?
Перед тем, как садиться за написание этого очерка, я вовсе не задавалась целью «очернить» русских и «обелить» кавказцев. Это всего лишь точка зрения, с которой можно соглашаться или же не соглашаться. Ещё раз повторю: русским удаётся противостоять чуждой им культуре. Нас продолжают любить за обострённое чувство справедливости, за умение сопереживать, понимать и проникаться чужой болью. Примерно так русских охарактеризовал Владимир Жириновский в своей книге «Запахни душу, Иван!». Мы как нация сохраняем себя, но многое, что было даровано нашему народу изначально, сейчас практически утеряно. На Северном Кавказе происходит примерно то же самое, но в гораздо меньшей степени, несравнимо меньшей. И этот отрыв, возникшую пропасть нельзя не замечать. Словно мы бежим на месте. Сколько раз в своей жизни вы слышали фразу: «Пусть кавказцы слушают свою музыку у себя в горах!»? Или, к примеру: «Евреи всегда друг друга хвалят и поддерживают». А разве у русских в этой жизни меньше прав? Кто-то запрещает нам разговаривать по-русски в Махачкале или хорошо отзываться о деятелях российской культуры в Иерусалиме? Я ни разу не слышала о том, чтобы кавказец напал на русского после того, как второй заявил, что он гордится своим происхождением. И речь сейчас идёт о психически здоровых и уравновешенных людях, как и с той, так и с другой стороны. Фашистов и расистов я к таковым не отношу. Взрослому человеку не нужно объяснять, что патриотизм и ксенофобия — это две разные вещи. По крайней мере, я на это надеюсь. Прекрасно понимаю, что русским может быть не совсем приятно читать подобные вещи. Я сталкивалась с этим уже неоднократно. Часто мои очерки комментируют так: «Пытаться «обелить» кавказцев – это преступление. Мы сейчас рассуждаем о том, какие они душевные, а завтра услышим по телевизору об очередном теракте. Русские хотя бы не убивают своих детей и не дают им оружие в руки». Конечно, мы не даем своим детям оружие в руки – мы просто благополучно сдаём их в детские дома. В свою очередь, в 2007 году Рамзан Кадыров предложил закрыть в Чечне все дома ребёнка, аргументировав это тем, что по чеченским традициям «категорически запрещается отдавать детей или стариков в приюты, это всегда считалось позором для всего рода». А город Таганрог сегодня насчитывает более шести детских домов. Мы не обвешиваем себя взрывчаткой, но наш «пояс шахида» — это алкоголизм. И что, неужели есть смысл дальше спорить и играть в «кто хуже»
Россия и Кавказ близки друг другу, уже потому что наши народы объединяют исторические испытания, которые пришлось и ещё придётся вместе пережить. Это и совместные походы против ирано-турецких войск ещё в 16 веке, и Великая Отечественная Война, победа в которой не представлялась бы возможной без объединения советского народа. И здесь слово «объединение» — ключевое. Ведь тогда мы говорили «советский народ» и подразумевали и русских, и евреев, и карачаевцев, и калмыков. Даже сегодня, несмотря на очень непростые отношения между народами внутри Северного Кавказа, несмотря на экономические и социальные потрясения в России, в определённый момент мы способны стать единой стеною в случае возникновения угрозы. И я буду верить в это до тех пор, пока будут существовать последние ингушка и осетин, не испытывающие по отношению друг к другу чувство неприязни. До тех пор, пока последний русский и кавказец не перестанут называть друг друга «братьями».