«В танце нас увидев, и старцы
В пляс пойдут, забудут про возраст.
Мертвые восстанут из праха…»
Расул Гамзатов «Лезгинка»
езгинка – вечный гимн Кавказа! Есть ли на всем постсоветском пространстве человек, не знающий этого прекрасного зажигательного танца. В Дагестане так много народностей, что редкие из них знает человек, проживающий далеко от Северного Кавказа. Но вот национальность лезгин, сразу ассоциируется у нас с «Лезгинкой». Хотя известно, что до революции всех проживающих в стране Гор именовали лезгинами.
Европейский путешественник, посетивший несколько веков назад Дагестан обратил внимание на красивый и ранее нигде не видимый танец, который танцевали здешние народы, именуемые ими общим названием "лезгины". Танцы горцев и горянок — дерзкие и величественные, в них находят своё отражение нравы и даже обычаи горских народов.
К кавказским танцам относят танцы народов Армении, Адыгеи, Абхазии, Грузии, Дагестана, Ингушетии, Осетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии и Чеченской республики. Танцы народов Кавказа — воистину можно назвать самыми зажигательными и горячими! Предки горских народов умели и любили танцевать, музыка здесь звучала не только в хорошие, но и в тяжёлые времена. Можно сказать, что танец сплачивал народ, давал ему дух и надежду на светлое будущее.
Тяжело жилось горцам в их красивом, но суровом краю. Много сил нужно было чабанам, чтобы прокормить скот. Еще больше приходилось трудиться земледельцам. Мало в Дагестане плодородной земли. Пригоршнями наносили землю на скалы горцы, чтобы посадить немного пшеницы. Не было ни одного аула, чтобы не занимались каким-либо ремеслом, которое хоть как-то позволяло прокормить семью. Ремесло постепенно становилось мастерством, а горец мастером своего дела. Дагестанцы умеют работать. Но кто умеет хорошо работать, тот умеет и хорошо отдыхать. Тем более, что всегда есть праздники: Праздник первой борозды, приезд гостя, возвращение домой, свадьба, рождение ребенка…
Танцы всегда были самым массовым видом искусства народов Дагестана. В период имамата в XVIII в. были введены строгие ограничения на танцы. С учетом шариата они были разрешены только на свадьбах. Непременным условием было то, чтобы мужчины и женщины танцевали в разных помещениях. Однако эти ограничения не соблюдались, горцы продолжали следовать вековым традициям и не собирались отказываться от танцев и музыки.
Н. Дубровин писал: «Шамиль сколько ни старался вывести пляску, как строго ни преследовал за нее, но туземцы все-таки не оставляли этого рода увеселения. Собираясь по ночам в подвалах и конюшнях, они тайком предавались веселью – устраивали танцклассы и плясали лезгинку».
Лезгинка — действительно народный танец. «Плох тот горец, который не умеет плясать лезгинку» — говорят на Кавказе.
Дагестанский ансамбль «Лезгинка» известен далеко за пределами республики и страны. Зрители в зале являются непосредственными участниками. Любой из зрителей войдя в круг, может продемонстрировать свой танец. Именно в таких условиях, когда танцуют все, а не только танцоры-профессионалы, танец и не забывается, чему пример всекавказская лезгинка. Те, кому посчастливилось видеть это зрелище в исполнении ансамбля танца «Лезгинка», никогда в жизни уже не забудут то неописуемое впечатление и изумление, которое передается в одно мгновение, в котором танец рассказывает целую историю, быт и мечты народа.
Взявшись за руки, танцующие объединяются в едином порыве эмоционального самовыражения, а рядом с ними играют ярко одетые музыканты. Они дуют в зурну и отбивают ритм на доле, закрыв глаза от полноты чувств. Мгновенным прыжком вторгается в круг ведущий танцор, отождествляя себя то с охотником, то с хищником. И чтобы победить опасность, как и всюду, надо быть сплоченным, и он уже с собратьями в хороводе. А танец с подскоками имитировал прыжки овец и коз на вершинах скал, а с помощью подражания в танце их движениям как будто утверждалась власть человека над животными.
Вся история Кавказа – история войн. Кто не видел уникальный по содержанию и по технике исполнения знаменитый танец «Берд» (Крепость)? Этот танец передает героические эпопеи свободолюбивых горцев.
По характеру полярно отличаются друг от друга мужские и женские танцы. Сколь, мужественно храбрые мужские, столь же плавны, проникнуты нежной грацией женские танцы, об исполнениях которых с восхищением было сказано, что они «поют руками» и изящно и легко отражают целомудрие, скромность, мораль. Танец горянок — завораживающее взор зрелище. Пластика и отточенность каждого движения, стройный стан, гордая походка и такое впечатление, что она плывёт!
В групповом танце есть ведущий, на которого равняются остальные, он особенно эмоционален, покоряет своим четким ритмом, пластикой, словно передавая все переживания, радости и печали людей всех предыдущих поколений. В парных танцах штрихуется мужское и женское начало жизни вообще.
Для народов Кавказа национальные танцы — это совсем не забытое прошлое. Лезгинка, к примеру, звучит на различных праздниках и банкетах, при открытии разнообразных комплексов, а также на разного рода культурных мероприятиях. А самое главное, что и молодёжь с удовольствием продолжает традиции предков в условиях современной жизни.
Старинная горская музыка и танцевальная культура оказала большое влияние на формирование культуры на всем Кавказе. Внимательно прислушиваясь ко многим старинным мелодиям армянского и грузинского народа, можно найти много общего. Иначе не могло быть, поскольку эти народы тысячелетиями жили по соседству, помогая друг другу в беде и радости, между собой обогащая друг друга, особенно в музыке и танцах. «Лезгинка» своя у каждого из кавказских народов, есть свои отличия в танце…
Танец начинается с удара в барабан под темп, напоминающий тревогу, затем темп его нарастает. И вот уже с характерно поднятыми руками, в центр круга влетает молодой горец, и твердой уверенной поступью в такт зурны начинает обходить круг в ожидании, пока в пару ему выйдет одна из девушек…
Наконец, выходит одна. Поправив головной убор, и кокетливо расставив свои руки, прикрытые длинными и широчайшими рукавами, она несется по кругу. Джигит, словно только этого и ждал. Воспрянув, точно ужаленный, с проворством и легкостью серны, завертелся он около девушки, ни на миг, не отводя от нее сверкающих (О, это надо видеть!) глаз. Он то настигает ее мерной поступью на кончиках пальцев, то, обернувшись и выходя ей навстречу, останавливаясь на мгновение и выбивая затем сложную и невыразимую дробь ногами, что для этого, как сказал некогда Дюма-отец, видевший этот танец в Дагестане, «нужно, чтобы в каждой ноге сидело по тысяче чертей!»
Девушка носится в то же время тем особым ходом танцующих горянок, который напоминает плавные круги лебедя, когда она идет навстречу, и мелкий, быстрый, суетливый бег куропатки, когда она ускользает от кавалера. Варьируя эти движения, мужчина демонстрирует всю свою ловкость и проворство, а женщина – плавность и грацию.
«Под маской грации стыдливой
Она чарует и пленяет
И, вызвав бурю с гордой миной,
Сама, сгорая, убегает», — так писал поэт о горской девушке.
Иногда танец сразу начинается большими прыжками и переходит затем в отчаянную присядку с кинжалами, что требует необыкновенной силы, проворства и ловкости. В нем участвуют только редкие мужчины, мастера этого дела. Танцоры ансамбля «Лезгинка» проводят репетиции по 8-10 часов в день. Но зато и танцуют так, что, вызывают невольный восторг не только горцев, которые просто бывают вне себя, но и кого угодно.
Танец является отголоском древних языческих верований и ритуалов, одним из основных элементов которых являлся образ орла. Этот образ точно воспроизводится танцором, особенно в тот момент, когда он, поднявшись на носки и горделиво раскинув руки-крылья, плавно описывает круги, словно собираясь взлететь. «Лезгинка» — отражает и сохраняет в себе все, начиная с прикладного искусства, костюмов и украшений. Здесь легенды, ритуалы и обычаи — рисунок танца, формы движений, особые законы поведения в нем; народная музыка — богатство народных мелодий, музыкальные инструменты, многовековые навыки игры; театр — танец, как часть общего действия, сопряженный с определенными событиями, людьми.
Танец в Дагестане, и особенно «лезгинка», является важнейшим элементом жизненного уклада всех горцев, непревзойденным и до конца нераскрытым феноменом объединения народов. В каждом этнически обособленном ауле Дагестана и по сей день можно наблюдать особые формы, движения, пластику и мелодику «своего» танца.
А еще в Дагестане есть ансамбль танца "Ватан" (Родина), в котором танцуют мальчики 10-14 лет. Увидев с каким выражением представляют они разнообразные "Лезгинки", редкая женщина не смахнет украдкой слезу. Есть кому продолжить традиции знаменитых танцоров. Недаром сейчас на повестке дня в Дагестане стоит создание Музея танца «Лезгинка». Существуют же всемирно известные Музей танго в Аргентине и Музей фламенко в Испании.
Общенародным, общенациональным танцем была, есть и будет оставаться «Лезгинка». Тем более что под ее знаменами стоят все горские народы Кавказа — от Грузии до Ичкерии. Ее знают все, ее любят все, ее танцуют все. Сегодня «Лезгинка» по праву является визитной карточкой Дагестана, символом мира и открытости людей, населяющих этот удивительный, гостеприимный край.
Источник: http://www.aksakal.info/dag/kulturadag/11350-lezginka-vechnyy-gimn-kavkaza.html