НАШ ЗЕМЛЯК – В САУДОВСКОЙ АРАВИИ

Будучи в Дейр-Фуле – красивейшем сирийском поселке, где живут в основном сирийские дагестанцы – их более 2-х тысяч и почти все носят фамилию Дагестани, я увидел ксерокопию книги «Северокавказская диаспора в странах Ближнего и Среднего Востока: история и современность». Книга издана в Махачкале в 2001 году на русском языке. Для меня это было приятным сюрпризом, а о профессионализме и высоких человеческих качествах автора я был наслышан давно. Вот как наш земляк Багавудин АЛИЕВ – заместитель генерального консула Российской Федерации в Королевстве Саудовская Аравия, – ответил на мои вопросы.

– Какова история написания этой весьма интересной книги, как был собран этот богатый материал?

– Сбор материалов начался с желания опубликовать пару статей о дагестанцах в Сирии в одном из дагестанских изданий. Дело в том, что осенью 1985 года я оказался на дипломатической работе в Посольстве СССР в Сирии. Информация о прибытии дипломата-дагестанца-северокавказца мгновенно распространилась по всей северокавказской диаспоре. Я знал, что здесь проживают потомки моих односельчан и других дагестанцев, но что в таком количестве, пожалуй, нет. Да и маститые историки и политики удивлялись численности и владению потомками наших земляков родными языками, занимаемому ими на чужбине высокому общественно-политическому положению, социальному статусу и многому другому. И мною овладело страстное желание написать об этом пространную статью. По мере сбора материалов я почувствовал, что постепенно влезаю в "бездонный информационно-исторический океан" трагичной и драматичной судьбы представителей северокавказских народов во второй половине XIX века. Из-за притока большого объема документального и полевого материала и практического отсутствия свободного времени статьи для газет так и не были написаны, но зато в течение 10 лет в Сирии с посещением Иордании и Турции, и за 3 года в России был собран материал, о котором идет речь.

Что касается численности северокавказской диаспоры в Турции, Сирии, Иордании, Израиле, а также в Западной Европе и США, то она, по моим выводам, составляет примерно 1,7 млн. человек. Неизвестна численность локальных этнических диаспор в Египте, Ираке, Саудовской Аравии, Ливии и других странах. Наиболее интересной для изучения может явиться дагестанская, чеченская, да и северокавказская в целом, диаспора в Ираке, сохранившая до сих пор национально-этническое самосознание и объединившаяся недавно в общественно-благотворительное общество. Общая численность потомков северокавказцев в дальнем зарубежье может составить более 2 миллионов человек.

– Вероятно, у вас немало свидетельств сбережения дагестанцами в своем сердце родины?

– Об этом можно сказать и двумя словами, и можно написать целые романы. Я видел настоящие мужские слезы на кристально чистых глазах мужественных аксакалов. Не раз наблюдал, как люди, держа бокалы в руках, не могли до конца произнести тост за Родину: глаза их увлажнялись, губы судорожно дрожали, а язык немел. Как рассказывал мне сирийский цумадинец Бадрудин Авари, его отец Мухаммад демонстративно не совершил хадж в Мекку, уверяя, что, в первую очередь, хадж должен быть совершен на Родину, на священную землю предков. В домах многих дагестанцев и в Сирии, и в Турции до сих пор сохранились горстки родной земли, вывезенной мухаджирами на чужбину более сотни лет назад. А сирийский акнадинец Мухаммад Бакир Авари рассказывал, что когда в 1999 году впервые с трапа самолета он ступил на землю предков в аэропорту Махачкалы, с ним произошло что-то необъяснимое: он непроизвольно оказался на коленях и долго со слезами на глазах целовал горячий августовский бетон. Подобных рассказов немало.

– Может показаться, что живут наши земляки на чужбине без особых проблем. Так ли это?

– О трагической судьбе десятков тысяч северокавказских мухаджиров сказано и написано немало. Для понимания того, что произошло тогда, достаточно обратиться к небольшим по объему, но невероятно емким по содержанию рассказам очевидцев тех событий: Якова Абрамова – "Кавказские горцы" и А.Фонвиля – "Последний год войны Черкесии за независимость". Из-за жестокости царского самодержавия, бесчеловечности и цинизма турецких властей, мухаджиры были весьма разочарованы в принятом ими решении покинуть Родину. Тысячи горцев пытались возвратиться домой, но их градом пуль останавливали сначала турки, а затем и кордонные войска царского самодержавия. А из-за эпидемий холеры, оспы, тифа мухаджиры тысячами гибли на улицах Стамбула и Трапезунда, Варны и Самсуна, на всем протяжении тысячекилометрового черноморского побережья бывшей Османской империи. Я согласен с выводами многих экспертов, что при переселении погибло не менее 50 процентов мухаджиров, многие из оставшихся в живых попадали или в жестокое рабство, или на вынужденную военную службу в султанской армии. Как рассказывали мне наши соотечественники, на определенном этапе российская Сибирь мухаджирам казалась земным раем по сравнению с жизнью на турецкой земле. Тем не менее, в каких бы чудовищных условиях не оказались северокавказские горцы, они не роняли чести, достоинства, и ни перед кем не склоняли свои гордые головы.

– Сирийские дагестанцы желают иметь и российское гражданство, чтобы они могли приезжать на родину своих предков без бюрократических проволочек. Что нужно для этого сделать?

– Федеральный закон о гражданстве позволяет обращаться в дипломатические представительства и консульские учреждения России за рубежом с заявлениями о приеме в гражданство России. Десятки дагестанских соотечественников в Сирии, Турции и других странах воспользовались этим правом в 90-х годах и без виз посещают родину предков. Правда, в последующем закон несколько ужесточил требования к приему в российское гражданство иностранцев из стран дальнего зарубежья внесением, в частности, дополнения о владении русским языком и определенного срока проживания на территории России. Работая многие годы в советском и российском посольстве в Сирии, мне удалось направить на учебу в вузы СССР и России около 50 молодых ребят из дагестанской, а также чеченской, черкесской, осетинской, и других северокавказских диаспор. Насколько мне известно, в отличие от Дагестана, в Адыгее и Кабардино-Балкарии такая практика активно продолжается. Надо бы и в Дагестане восстановить эту добрую и оправдавшую себя практику.

– Вы родом из цумадинского аула Акнада, нет ли намерения написать о нем?

– Давно мечтаю написать книгу об истории родного края. Обидно, что интересная история Акнады со временем бесследно исчезает, а нынешняя молодежь и будущие поколения практически ничего не будут знать об истории своего аула и славных делах предков. К величайшему сожалению, богатейшая библиотека села, оставшаяся в сельской мечети без надзора после насильственного переселения акнадинцев в Чечню в 1944 году в результате обвала земляной крыши полностью погибла. Поэтому информацию приходится собирать по крупицам.

– Расскажите, хотя бы в нескольких словах, о вашей работе в Королевстве Саудовская Аравия?

– В принципе, работа и функции дипломатов везде одинаковы, они могут иметь лишь некоторую специфику, характерную для той или иной страны. Так и в моем случае. Первое российское генконсульство здесь было учреждено еще в 1891 году. После разрыва в 1935 году дипломатических отношений с СССР оно было закрыто и лишь в 1991 году было открыто вновь. Основная его функция – защита интересов российских граждан, в том числе паломников, численность которых в год составляет около 25-26 тыс. человек, оказание им и прибывающим сюда российским делегациям, отдельным бизнесменам и другим российским гражданам консульско-правовой, информационно-консультационной и иной помощи.

Работаем здесь с удовольствием, народ здесь приветливый, с уважением относится к нашему народу и к России в целом, очень высоко ценят деятельность наших руководителей – В.Путина и Д.Медведева. Перспективы для сотрудничества между двумя странами многообещающие.

– Нельзя ли получить фотографию могилы имама Шамиля, похороненного в Саудии?

– Вынужден с сожалением констатировать, что фотографии могилы имама Шамиля, равно как и фотографии усыпальниц других знаменитых дагестанцев в Саудовской Аравии не существуют. Здесь не принято увековечивать надмогильными памятниками отдельного умершего, кем бы он ни являлся, за исключением нашего Пророка Мухаммеда (с.гI.с.) и Праведных Халифов. Все могилы безымянны, и спустя определенное время – от года и более – на этом же месте хоронят других усопших. Поэтому затруднительно найти даже точное место, где была расположена его могила, сохранилось лишь примерное ее описание. Отмечу, что большинство жителей Медины помнят о знаменитом дагестанце.

– Нет ли у жителей страны желания инвестировать средства в экономику и культуру Дагестана?

– Возможности для торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества между Дагестаном и Саудовской Аравией в рамках российско-саудовских партнерских отношений имеются немалые, и во многих областях. Единственно, что нужно здесь от дагестанского, да и любого бизнеса – это определенная активность, инициативность и терпение. Инвестиции, как известно, не приходят сами по себе, их нужно отвоевывать "потом и нервами". Здесь, на мой взгляд, уместно напомнить общеизвестную пословицу "под лежачий камень вода не течет". Интересно получается: на хадж дагестанцы прибывают в количестве 80 процентов российских паломников, а для поиска деловых партнеров и для бизнес-переговоров – практически никого! Это в то время, когда из Татарстана, Чечни и других российских регионов периодически приезжают делегации, представители отдельных предприятий. А поле для сотрудничества — обширное.

– Ваши пожелания дагестанцам?

– Моим дорогим землякам и в Новом году, и в последующем желаю мира, общественного согласия, душевного спокойствия, достатка в каждой семье, сохранения каждым из нас добрых обычаев, традиций и образа жизни, доставших нам от наших доблестных предков.
 

Источник: http://www.tsumada.ru/ru/text/195

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *