Геннадий Григорьевич Голубев, которому едва исполнилось 60 лет, ушел из жизни неожиданно, оставив несыгранные роли и недоигранные спектакли с блестящими актерскими работами, о которых не раз говорили и критики, и зрители.
Он сыграл немало ролей, которые учили добру и отвращали от зла. В каждый сценический образ актер вкладывал не только свой талант и большой труд, но и душу, горячее сердце гражданина-интернационалиста, не приемлющего зла и ратующего за мир и согласие между людьми.
Юношей пришел Голубев в актерскую студию Русского театра. Учился у мастеров театра К. Якушева и И. Сапожникова, штудировал К. Станиславского, ходил на все спектакли своего театра и других дагестанских театров, не чурался советов старших, любил задавать вопросы, «докапываться» до истины, учился у жизни творчеству. Музыкально одаренный и музыкально образованный (окончил Махачкалинское музыкальное училище им. Г. Гасанова по специальности «баян и хоровое дирижирование»), Геннадий Голубев и на сцене не раз демонстрировал хорошую игру на баяне и фортепиано в разных спектаклях.
Он любил свой театр, которому отдал лучшие годы жизни, на сцене которого создал немало ярких, интересных образов — положительных и отрицательных, веселых и грустных, добрых и жестоких. Нередко его сценическими героями оказывались люди трудной, исковерканной судьбы, неудачники, озлобленные, ожесточившиеся. Одни из них были навсегда потеряны для общества, другие, пройдя через трудности, возвращались к нормальной жизни. Он умел так сгущать краски в обрисовке характеров своих отрицательных персонажей, что они не оставляли равнодушных в зрительном зале, вызывали адекватную реакцию у каждого зрителя — Гири в «Карьере Артуро Уи…» Б. Брехта, Пашка в «Прошлым летом в Чулимске» А. Вампилова, Муров в «Без вины виноватые» А. Островского, Меженин в «Береге» Ю. Бондарева.
Вот его Лимон из «Обвинительного заключения» Н. Думбадзе. Он — свой в преступном мире, озлобленный, начисто лишенный человеческих качеств, бесконечно кочующий из тюрьмы в тюрьму. Но, как сказано у К.Станиславского, «создавая образ злодея, ищи, где он добр». У Голубева Лимон вдохновенно читает стихи, восторженно смотрит на медсестру, впервые осознав, что она женщина, он готов встать на колени перед ней. Да и попал он последний раз в тюрьму, потому что не смог пройти мимо женской красоты во время грабежа. И в этом нечеловеке вместе со страшными изъянами актер показывает такие светлые, простые чувства, что невольно задумываешься над природой человеческих превращений, над истоками и причинами перерождения и ожесточения.
В числе своих любимых ролей Геннадий Григорьевич называл и образы из пьес национальной драматургии, которая всегда занимала в репертуаре Русского театра существенное место
Параллельно актером создавались противоположные по характерам, судьбам, образу мыслей и действиям образы. Среди них Басков из спектакля «А зори здесь тихие» Б. Васильева, солдат Юрченко из «Эпилога» А. Крыма, капитан Грей из «Карьеры капитана Грея» Г. Малышева.
На долгие годы полюбился зрителю, особенно юному, его дружелюбный и бесхитростный Кот Леопольд из сказки А. Хайта «День рождения Кота Леопольда».
Герои Геннадия Голубева были такие же, как он сам, — живые, активные, мыслящие, правдивые, заразительные и неоднозначные — вальяжный Андрющенко («Ночные забавы» В. Мережко), зануда и прилипала Качкарев («Женитьба» Н. Гоголя), слабый и греховный Иван Коломийцев («Последние» М. Горького) и многие другие, сыгранные им за годы служения в театре.
О спектакле «Последние» и об игре Г. Голубева, выступившего в роли главного героя — главы семейства Коломийцевых, незадолго до его смерти высоко отзывались московские критики как о лучшем достижении спектакля. «У превосходного актера Г. Голубева он поразительно естественен, искренен в бесконечной череде поз, масок и ролей то благородного отца, оскорбленного в лучших чувствах, то верного служаки престолу и отечеству, то любящего брата и супруга. Он давно перестал чувствовать стыд и унижение… все превратилось в пошлое, бесстыдное актерство, временами, впрочем, талантливое, даже забавное», — говорили они на обсуждении спектакля.
В числе своих любимых ролей Геннадий Григорьевич называл и образы из пьес национальной драматургии, которая всегда занимала в репертуаре Русского театра существенное место. Уллубий Буйнакский из спектакля «Особое поручение» М. Гасан-Гусейнова, Анталав из спектакля «Сундук бедствий» Г.Цадасы, Звездочет из сказки «Житель Соколиной горы» Р. Рашидова. Весьма убедителен и многогранен был Руновский, созданный Г. Голубевым в спектакле «Шамиль» Ш. Казиева, поставленном Русским театром к 200-летию Шамиля (реж. С.Тулпаров).
Вклад Г. Голубева в развитие дагестанского сценического искусства высоко оценен государством. Дагестанское правительство присвоило артисту почетные звания заслуженного артиста ДАССР и народного артиста Дагестана, а в 2004 году он был удостоен высокого звания «Заслуженный артист РФ». Г. Голубев был лауреатом республиканских фестивалей, дипломантом конкурсов в номинации «Лучшая мужская роль года». Был… к великому сожалению.
Источник: http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=14975