Молодость в Исламе

В Коране сказано:
«Аллагь тот, кто сотворил вас из слабости, потом сделал после этой слабости силу и после этой силы сделал слабость и старость».

Сила между двумя слабости, о которой говорит Всевышний — это молодость, юношество, период большой решимости и энергии, середина жизни. Середина всякой жизни — это ее пик и апогей, подобно Солнцу во время зенита. Молодость — это лучший период жизни человека, поэтому в Судный день спросят за всю его жизнь, особенно за его молодость. В хадисе от пророка (мир ему и благословение) сказано:
"Не сдвинутся с места ноги раба в Судный день, пока его не спросят о четырех вещах: о его жизни, как он ее провел, о его молодости, как он ее потратил, о знаниях — чему из них он следовал, и о его имуществе — откуда он его заработал и на что израсходовал". По этому человек должен беспокоиться за свою жизнь, не тратить ее в пустословиях и безделии, чтобы не остаться без ответа в тот день, когда у него спросят, — куда ты израсходовал свою молодость, что ты сделал с самыми прекрасными годами своей жизни. Аллагь приводит в Коране примеры лучших молодых людей, чтобы они были ярким образцом для молодежи, и мы обязаны направить все свои стремления, чтобы быть хотя бы немного похожими на них. Они должны быть нашими кумирами и идеалом. Среди этой молодежи, те, кто уверовал, в Господа своего и вера которых крепла. Среди них те, кто отказался ото лжи, среди них примеры покорности Всевышнему. Давайте вспомним Ибрагьима (гI.с.), который отказался от поклонения идолам и стал запрещать это своему отцу и своему народу:
"Что это за скульптуры, которым вы поклоняетесь. Они сказали: мы нашли своих предков, поклоняющимися им. Он сказал: тогда вы и ваши предки пребывали в явном заблуждении, и продолжал спорить с ними. И он разрушил их идолы, превратил их в осколки, а одного оставил. Его народ, обнаружив это, стал искать виновника и нашли старика, который сказал: "Я слышал молодого человека, который поносил идолы и угрожал разрушить их". И тогда привели они Ибрагьима, чтобы наказать его и сказали: "Ты ли сделал это с нашими богами". Он сказал, издеваясь над ними: "Нет, это сделал их старший: идите и спросите у него, если способны они говорить" и тогда они обратились в собственные души и сказали: "Нет, это вы заблудшие". Это был момент истины, зов инстинкта. Потом решили сжечь Ибрагьима (гI.с.), развели большой костер и бросили его в этот костер, но Всевышний превратил огонь в прохладу.

И сказал Аллагь огню: "Стань прохладной и безопасной для Ибрагьима". Мы видим в Ибрагьиме образ бескорыстно уверовавшего в своего Господа человека.
Вспомним Исмаила (гI.с.), покорного юношу, когда он отдался повелению Господа и был готов к принесению себя в жертву. Аллагь внушил Ибрагьиму во сне, а сновидение пророков это откровение и истина, чтобы он принес в жертву своего сына. Эти знамения происходили с ним часто, и он сказал:
"О, мой сын, я вижу во сне, что приношу тебя в жертву, поступай, как ты хочешь".
И это после того, как сын Ибрагьима Исмаил достиг юношества, единственный сын его, которого он получил в преклонном возрасте (86 лет).
"Хвала Аллагьу, подарившему мне в моем возрасте Исмаила и Исхака".
Изо дня в день любовь Ибрагьима к своему сыну увеличивалась, и Аллагьу было угодно испытать его и его сына, это веление снилось ему часто.
И в ответ Исмаил сказал своему отцу: "О, мой отец, делай то, что тебе велено". Исмаил сказал так, потому что он забыл о себе, собственной жизни перед велением Господа. И он сказал: "Ты найдешь меня, если будет угодно Господу из терпеливых". Обратите внимание на адаб, он не стал показывать свою храбрость и не стал относить к своей душе решимость, а отнес все это к воле Аллагьа. И так предложил свою голову отцу и вышел из испытания.
Всевышнему не было угодно пролитие крови Исмаила, а было лишь угодно испытание любимца своего Ибрагьима и сына его Исмаила, это пример терпеливости и покорности.
Пророк Юсуф (гI.с.), тоже пример богобоязливости, пример молодого чело-века, отдалившегося от греха, когда все средства и все окружение только способствовало этому. Грех, как будто бы шел за ним, а он его избегал. Праведный Юсуф (гI.с.) является великим примером для верующего человека в разных жизненных ситуациях. Юсуф, который жил в доме главного египетского везиря попал под соблазн его супруги — царицы, женщины знатной и красивой, влюбившейся в него. Однако вера его была гораздо крепче.
В обществе существует понятие "права и обязанности граждан". Мы ставим обязанности на первом месте, так как философия Исламского шариата предпи-сывает, прежде всего, обязанности. Этим и отличается философия Исламского Шариата и Исламское общество от иных философских мировоззрений и общественных норм.
Человек в западном обществе кричит: "Что принадлежит мне, где мои права", а человек в Исламском обществе говорит: "Каков мой долг, каковы мои обязанности".
В Исламском обществе права исходят из обязанностей, то есть всякое право человека это обязанность другого. Например, права народа — это обязанности правителя, права женщины — это обязанности мужа, права детей — это обязанности родителей, права родителей — это обязанности сыновей. Иначе говоря, в Исламском обществе нет проблем с правами, если выполняются обязанности.
Каковы же обязанности мусульманской молодежи сегодня, в настоящее время, именно в этот период нашей жизни, когда идет постоянная борьба между различными мировоззрениями, идеологиями и религиозными течениями?
Первая обязанность молодого мусульманина — это чувство обязанности перед Всевышним за период своей жизни. То есть он обязан приготовить ответы Всевышнему на вопросы о его жизни: "Как он ее провел?" и о его молодости: "На что он ее потратил?"
Пророк (мир ему и благословение), обращаясь к молодому человеку, сказал: "Используй пять до прихода пяти: молодость до прихода старости, здоровье до болезни, богатство до прихода бедности, свободное время до занятости, жизнь до прихода смерти".
Как мы видим, в своем обращении Пророк (с.т.гI.в.), в первую очередь, сове-тует использовать молодость до прихода старости. Поэтому главное для молодого человека это понимание того, что молодость не период забав и развлечений. Да, человек имеет право на развлечения и игры, но, ни в коем случае, он не имеет права, при этом, преступать границы дозволенного. Ведь молодость — лучший период жизни. Именно в молодые годы человек может проявить все свои способности и принести пользу для себя и общества. Поэтому в молодости человек обязан заниматься чем-нибудь полезным, а не быть бездельником или развратником.
Вторая обязанность молодого мусульманина — это вера в абсолютное совершенство Ислама и в его величие, ощущение великого достоинства его принадлежности к Исламу. Он должен быть благодарным за то, что Всевышний оказал ему большую честь ниспосланием лучшей Книги и лучшего Пророка (с.т.гI.в.).
Сказано в Коране: "Превосходство и величие принадлежат Всевышнему и его Посланнику и уверовавшим, но лицемеры этого не знают". ("Лицемеры", 8)
Один праведник сказал: "Великая мне честь и достоинство быть в числе тех, к кому Ты обратился: "О, мои рабы" и ниспослал мне МухIаммада (мир ему и благословение) пророком.
Я хожу на цыпочках от радости
И чуть не отрываюсь от земли,
Когда другой кичится своим предком,
Ислам я называю своим родом.
Когда у Салмана Фариси спросили с иронией, зная, что он не араб: "Чей ты сын?" Он ответил: "Я сын Ислама"
Принадлежностью к религии Ислам, Всевышний сделал нас лучшим народом, срединной уммой, свидетельствующей над другими народами, сделал Посланника, свидетельствующим над нами. По воле Аллагьа наша Умма стала предводительствующей, то есть Уммой наставников и учителей. Другие народы нуждаются в нашей Умме, как ученик в учителе.
Человек в западном обществе, путем научно-технического прогресса, покорил горные вершины, изучил морские глубины, взмыл в небеса, подобно птице, но он не познал смысла жизни, не познал самого себя, не научился обращаться с самим собой и со своим Создателем. Западная, так называемая, "цивилизация" основывается на прагматизме, где люди не интересуются объективными законами действительности. Бездуховность общества привела их к нравственному упадку, что исказило человеческое сознание, уничтожило мораль и понятие духовной и социальной справедливости. Это привело их к развалу семейных и родственных отношений, падению нравственности, росту преступности, росту числа наркоманов и больных СПИДом. Западная цивилизация отправила человека на Луну, но не может осчастливить его на Земле. При всем этом, они ощущают острую необходимость в Послании, в Послании, которое даст им веру, свободу, надежду и гарантирует им счастье в этом и ином мире, не лишив их успехов в науке и техническом прогрессе.
Носителями же этого Послания Всевышний сделал нас. Этим великим досто-инством Всевышний удостоил нас. Мы обязаны знать и осознавать это, и довольствоваться тем, что мы — мусульмане.
Третья обязанность молодого мусульманина — это объективное понимание Ислама. Пророк (с.т.гI.в.) сказал: "Кому Всевышний желает блага, того Он делает понимающим религию". Мало гордиться Исламом и говорить "я мусульманин", не понимая религии, которой ты гордишься. Необходимо полностью изучать религию и понять ее такой, какой ее нам дал Всевышний, ведь среди мусульман хватает таких, которые исказили, извратили и изуродовали ее. Как сказал Али (р. гI.): "Они своим непониманием религии расчленили ее, превратили ее в мясо на разделочной доске и разделали ее". Ислам — всеобъемлющее Писание, охватывающее все вопросы бытия в этом и ином мире. В Исламе говорится об обязанностях и правах человека, о политике и экономике, о проблемах личности и общества, о морали и нравственности. Ислам дает ответы на все жизненные вопросы, возникающие у человека с момента зачатия до его смерти и похорон. Поэтому, мы обязаны понимать Ислам таким, каков он есть, и только это, то есть полноценное и всестороннее понимание нашей религии, приведет нас к блаженству в мире вечном. Для этого мы должны искать именно тот путь познания, который охватывает весь цикл, весь объем, всю целостность Ислама и выбрать ту литературу и того наставника, которые поведут нас по этому пути. Чтобы осознанно исповедовать религию и правильно понимать поклонение. Поэтому праведные предки говорили — поклонение без знания приносит больше вреда, чем пользы. Невозможно совершать поклонение правильно без знаний, без которых невозможно различить вмененное в обязанность от невмененного, различать Сунну от Бидъа, халал от харама, правильное от ошибочного. Для этого нужны знания, объективное понимание Аллагьа и Его посланника — это и есть третья обязанность молодого мусульманина.
Четвертая обязанность молодого мусульманина — выбрать умеренный путь в Исламе, путь взвешенный, далекий от чрезмерного углубления, а также от халатного и нерадивого отношения к религии. Без фанатизма и небрежения. Пророк (с.т.гI.в.) сказал: "Оберегайтесь фанатизма в религии, воистину, погибли те, кто были до вас из-за фанатизма в религии".
Поэтому Али (р. гI.) говорил: "Придерживайся серединного пути, к кото-рому стремится отставший и возвращается ушедший вперед".
Имам Хасан аль-Басри говорил: "Ислам находится между фанатиком и не-брежным".
Мы желаем серединного пути для серединной Уммы, хотим, чтобы молодежь, поняв Ислам, не впадала в фанатизм, с одной стороны, и не относилась к нему небрежно, с другой. Необходимо проявлять заботу об основах прежде ответвлений, о фарзах прежде сунны, об общем прежде частного, о ясном прежде сомнительного. Чтобы поняли приоритетность в Исламе. Не все предписания Ислама находятся на одном уровне по значимости. Вероубеждение — это первое по значимости, затем идут столпы Ислама, затем другие фарзы, затем ваджибат, которые менее значимы, чем фарз, но важнее, чем желательное. Такова иерархия предписаний в Исламе, которую необходимо изучить и следовать ей. Также и в запретах есть своя иерархия. Есть куфр и ширк, которые не прощаются Аллагьом никогда. Аллагь сказал в Коране: "Аллагь не прощает многобожия, а прощает остальное, кому пожелает". Затем идут большие грехи, затем малые, за ними порицаемое и т.д. Следует учитывать эти степени и не смешивать их. Встречаются люди, которые разжигают войны из-за Сунны, а по Исламу нельзя упрекать человека, оставившего какую-то Сунну. Однажды, когда Пророк (с.т.гI.в.) рассказывал о столпах Ислама (молитве, закате, посте и т.д.), один из асхабов сказал: "Клянусь Аллагьом, я не добавлю к этому ничего, но и не убавлю". Тогда Пророк (с.т.гI.в.) сказал: "Кто желает увидеть человека Рая, пусть посмотрит на него".
Поэтому, не стоит разжигать войны и разводить споры по поводу оставленной Сунны. Но есть люди, которые занимаются только тем, что создают фитну по поводу вопросов, в отношении которых есть разнообразные мнения ученых, то есть хиляф. У тебя свое мнение, а у меня свое. Так почему же ты не позволяешь мне то, что позволил себе — не позволяешь мне иметь, как и тебе, своего мнения. Почему утверждаешь, что твое мнение правильное и не может быть ошибочным, а мое — ошибочно и не может быть правильным. Почему не скажешь, как сказал имам Шафии: "Мое мнение, которое мне кажется правильным, может быть ошибочным, а мнение другого, которое я считаю ошибочным, может быть верным". Если каждый будет считать, что его мнение может быть ошибочным, а мнение другого, может быть верным, то это будет сближать спорящих и не даст им дойти до вражды.
Необходимо, чтобы наша молодежь не впадала в жесткость и грубость, призывая к Исламу, а наоборот вооружилась бы мудростью и добрым увещеванием, как велел Аллагь, а также мягкостью и добротой. Всевышний говорит в Коране: "Если бы ты был грубым и жестокосердным, то они разбежались бы от тебя".

 продолжение следует

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *