В богатейшем культурно-историческом наследии народов Дагестана особое место занимает уникальный памятник Кала-Корейш, расположенный в Дахадаевском районе. Это один из древнейших населенных пунктов Дагестана, выступавший столицей крупного феодального владения — Кайтагского уцмийства, известного политического, идеологического и культурного центра региона.
Кала-Корейш примечателен тем, что здесь сосредоточено множество замечательных памятников истории и культуры (мечеть XII-XIII вв. со штуковым михрабом, полуцилиндрическим или «саркофагообразные» надгробья, мавзолей кайтагских уцмиев, памятники арабской эпиграфики и др.). Вместе с Кубачи и другими соседними землями Кала-Корейш представляет собой уникальную историко-культурную зону.
Это поселение было основано в VII в. выходцами из племени корейшитов (племени пророка Муххамеда). Это место было первым форпостом распространения ислама на Северном Кавказе. Корейшиты основали свое поселение на вершине труднодоступной горы, стоящей у слияния пяти рек, важных для Даргистана. Заняв столь стратегический пункт они могли контролировать торговлю в регионе и заодно распространять свою религию.
В средние века Кала-Корейш был важным городом, из основных достопримечательностей которого выделяются мечеть (осн. IX в.), мавзолей шейхов и караван-сарай. С развитием равнинного Дагестана в XVIII-XIX вв. значимость Кала-Корейша стала падать, а при советской власти в 1930-е гг. из него выселили последних жителей.
Последние жители столицы некогда процветавшего уцмийства были успешно выселены в 1944 году в Чечню. Потом многие из них вернулись в Дагестан, осели в Маджалисе, Мамедкале. Говорят, в 70-х годах здесь жили один мужчина и две женщины.
Сейчас Кала-Корейш представляет собой лабиринт из древних построек террасами спускающихся с вершины горы.
Расположенный на вершине горы к юго-востоку от Дибгалика памятник истории с трех сторон окружен широкими руслами рек и крутыми обрывами. Единственный подступ к селению — узкий перешеек на гребне.
Самые ранние из обнаруженных в этом захоронении саркофаги, на которых удалось прочитать надпись, относятся к одиннадцатому веку — это именные надгробия двух малолетних братьев. Есть более поздние – XIII-XIV веков. Камни вытесывались из местной скальной породы здесь же на склоне горы в каменотесной «мастерской», чуть выше от которой на плоской площадке, по-видимому, находились зернохранилище и, возможно, ток, где обрабатывали зерно.
Нельзя не отметить красоту и богатство местной природы.
К сожалению, от домов уже мало что осталось. Говорят, внезапное переселение на землю чеченцев заставило людей, спешно собираясь, взять только самое необходимое, но за последовавшие полвека люди, побывавшие здесь в разное время, основательно обследовали каждый уголок и «приватизировали» все, что можно.
Источник: http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=14955