Россия – витязь на распутье?

Россия стоит перед историческим выбором: или продолжать великодержавную, по сути, имперскую политику, которая началась с Ивана Грозного, или встать на путь построения национального государства в его естественных границах.

Нужно вернуться к нашим здоровым национальным истокам: к традициям домонгольской, доимперской русской истории с ее городским самоуправлением – зародышем гражданского общества и радикально пересмотреть так называемый имперский этап российской истории, заведший Россию в исторический тупик, к отходу от здоровых политических и национальных инстинктов, к неприязни и вражде со многими ближними и дальними народами. Часто с какой-то гордостью повторяют очень грустные, по сути, слова Александра III: «У России нет друзей, а есть только два верных союзника – ее армия и флот», а геополитики вторят: «Россия может быть только империей, или ее не будет совсем». Как будто не было и нет неимперской России, не было народного сопротивления ее внутренней и внешней имперской политике, не было неприятия ее имперскости многими великими ее сынами.

Об извращении наших понятий может служить простой тест. Задайте вопрос сначала русскому, а потом любому европейцу: каковы размеры государства? Русский ответит: размеры данного государства – столько-то километров, а европеец – столько-то людей. То есть, мы измеряем величину государства в квадратных километрах, пространством, а европейцы – людьми! Отсюда вытекает и все остальные ценностные искажения: государство – все, человек – ничто и т.д. Для того, чтобы привести наше национальное мировоззрение в норму, нужно сделать выбор между реальными, естественными, насущными, понятными каждому простому человеку ценностями и абстрактными, надуманными, искусственными.

Следующие мировые тенденции подталкивают нас к этому выбору.

1. Конец эпохи империй, их экономическая, идеологическая, нравственная несостоятельность. В настоящее время, кроме России, существует только еще одна империя – КНР. Периодическая имперскость в политике некоторых крупных держав, как например, США – не в счет.

2. Приближающийся конец эпохи мультикультурализма. Проект Единой Европы терпит крах. Как сказала Ангела Меркель, «мультикультурное общество потерпело неудачу». Столкновение цивилизаций, гениально описанное Хантингтоном, нарастает. Чем меньше в государственном теле России будет инородных цивилизационно-культурных включений, тем меньше будет опасности конфликтов, терактов и т.д.

3. Экономический кризис ставит вопрос о политическом разделении: экономически самодостаточные нации не хотят больше кормить бедных. Например, на грани развала стоит Бельгия, поскольку успешные фламандцы не хотят содержать валлонов. Рост национализма в России, особенно среди молодежи, в целом следует признать инстинктивно здоровым явлением. Недопустимо, когда в исконно русских городах и селах представители Кавказа, сросшиеся с коррумпированной властью, чувствуют себя хозяевами.

Но для того, чтобы русские чувствовали себя хозяевами в своем доме, нужно разделить имперскую российскую коммуналку. России нужен большой проект – проект построения национального государства. Для этого нужно сделать решительные шаги – окончательно освободиться от советско-византийской идеологии «Москва – третий Рим», от ленинско-сталинского и царского имперского наследства. Один из первых шагов – восстановить историческую справедливость, возвратить Японии захваченные у нее острова и подписать с ней договор о мире и сотрудничестве. За этим очень скоро последует экономический подъем Дальнего Востока и азиатской части России вообще. Далее – необходимо отказаться от Северного Кавказа, захваченного Россией в начале XIX века. Один шаг – отделение Грузии, Армении и Азербайджана сделан, осталось сделать следующий. То, что на северном Кавказе рано или поздно возникнут новые государства, показывает и концепция шага столиц, предложенная русским поэтом и исследователем Велимиром Хлебниковым. В. Хлебников вывел формулу рождения столиц, согласно которой новые столицы, как правило, появляются на расстоянии равном примерно 1000 км от старой. Это расстояние им было названо шаг столиц. В работе «Рождение столиц: от прошлого к будущему» я предложил уточненную формулу, по которой новые столицы образуются с вероятностью около 70% на расстоянии 500, 1000, 1500, 2000 и т.д. км. от старой. По этой формуле, например, распался СССР и родилась большая часть столиц, появившихся в последние годы (см. Новые столицы XXI века – вызов глобализации?). По этой формуле высока вероятность образования столиц на Северном Кавказе. В самом деле: столицы северокавказских республик находятся на расстоянии равном 1,5 ШС от Москвы: Махачкала (Дагестан) – 1585 км, Магас (Ингушетия) – 1490 км, Нальчик (Кабардино-Балкария) – 1427 км, Грозный (Чечня) – 1496 км, Владикавказ (Сев. Осетия) — 1499 км.

Россия сейчас как витязь из сказки стоит на распутье. Куда идти: налево, направо или прямо? Налево Россия уже ходила. Остались две дороги: направо – дорога фашизма, идущая в никуда, или прямо, дорога, по которой идут народы, отказавшиеся от великодержавных амбиций, мессианизма и успешно обустраивающие свои национальные квартиры – государства. До сегодняшнего времени российская правящая элита пыталась совмещать эти два пути. Но период двухдорожья заканчивается. Нужно выбирать – или здоровый национализм в рамках цивилизованного национального государства, или фашизм в рамках современной империи. Tertium non datum – третьего не дано.
 

Источник: http://www.zvezda.ru/geo/2011/01/27/nationalstate.htm

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *