В чем реальная необходимость духовного возрождения?

Интервью с Председателем Духовного управления мусульман Дагестана, муфтием Ахмад-хаджи Абдуллаевым

В последние годы в России наблюдается повышенный интерес к религии, все больше людей обращаются к вере, находя в ней единственно правильный путь к истине. С растущим интересом к вере множатся и вопросы вокруг религии и религиозных деятелей. Очень трудно решать эти вопросы в стране, где семьдесят лет религия была под запретом, а теперь имеет светское направление развития. Об этом, и не только, мы попросили рассказать муфтия Республики Дагестан Ахмада-хаджи Абдулаева.

— Ахмад-хаджи, как вы оцениваете сегодняшнюю религиозную ситуацию в республике?

— Религиозную ситуацию в республике я склонен оценивать положительно. Во-первых, у большей части дагестанцев есть ясное представление о своей религии. Сегодня все желающие имеют возможность получить хорошее исламское образование.

Конечно, при этом нельзя не отметить, что нас продолжают беспокоить проблемы морально-нравственного оздоровления общества, по решению которых, на наш взгляд, проведено еще недостаточно работы. Есть надежда, что впредь при помощи государственных и муниципальных властей мы сможем провести более полноценную просветительскую работу среди населения.

— Что вы можете сказать об отношении государственных органов республики к религиозным организациям?

— Однозначно могу сказать, что за годы моей работы не было случая, чтобы кто-то, представляющий государственные органы, отказал нам в решении проблем, касающихся мусульман.

— Какие области взаимодействия государства и религиозных организаций вы считаете наиболее важными?

— В первую очередь, этим двум структурам необходимо понимать, что они — одно целое и разделение их функциональной деятельности по важным вопросам должно идти только в разумных пределах. Почему? Потому что и государственные, и религиозные структуры заинтересованы в нравственном воспитании народа.

По этой причине необходимо гармоничное взаимодействие в решении таких важных задач, как воспитание здоровой молодежи; совместное искоренение любых негативных моментов, которые способствуют нарушению целостности общества; подготовка компетентных кадров, которые могли бы вести грамотную работу среди населения по разъяснению истинных ценностей ислама и о полноценном взаимодействии мусульман с государством.

— Какие проблемы современного общества больше всего волнуют вас как муфтия?

— Нет ничего более ценного, чем человеческая жизнь. В последнее время разгул преступности настолько увеличился, что люди с волнением и тревогой переключают кнопки телевизора: что же на этот раз?! Я считаю, что это, конечно, проблема номер один. Меня тревожит то, что нашу республику чаще склоняют в тревожных сводках СМИ.

Кроме того, очень актуальны сегодня проблема наркотиков, аморального поведения подрастающего поколения дагестанцев. Мы немного растеряли то чувство ответственности, которое держит в узде человеческие страсти, но, думаю, с помощью Всевышнего постепенно решим эти вопросы.

С каждым днем мы все больше убеждаемся, что слова о духовном возрождении — это не пустой звук, а реальная необходимость. Мне бы не хотелось, как банально принято, много говорить о деградации современников, ибо я вижу вокруг очень много людей как среди молодежи, так и взрослого поколения, которые отказываются от порока и зла во имя Всевыш- него.

— Однако вызывает большую озабоченность рост числа баров, ночных клубов…

— В этих заведениях собираются наши младшие братья и сестры, еще не успевшие даже сформироваться как лич- ности. Это возраст, когда окружение зачастую направляет подростка в его поступках, определяет его выбор. Думаю, никто из нас не хочет видеть своего брата или сына наркоманом, алкоголиком, потенциальным преступником. А также ни один дагестанец не захочет видеть свою сестру, дочь в недостойной роли. Я бы призвал каждую дагестанскую семью задуматься о своем укладе жизни, быте. Все ли мы делаем верно, какое воспитание мы даем детям, являемся ли примером для них?

Также я призвал бы молодых людей подумать о том, чему они собираются посвятить свою единственную и бесценную жизнь. Мы являемся обладателями сокровища, которое в назначенное для каждого время надо вернуть Создателю. С каждого из нас начинается этот мир, поэтому изменить себя в положительную сторону означает сделать этот мир лучше и чище.

В хадисе сказано, что каждый человек является пастырем и будет отвечать в Судный день за свою паству перед Всевышним. Таким образом, каждый оказывается ответственным за вверенное ему: президент — за государство, директор предприятия — за свой коллектив, учитель — за учеников, муж — за жену и детей и т. д. Вот такую важную роль играет на земле каждый человек, поэтому он обязан жить правильно и ответственно вести за собой тех, кого ему доверил Всевышний.

Иначе, если мы постоянно будем заниматься ревизией окружающих нас, будь то родственники, соседи, друзья, критикой руководителей, чиновников, коллег что из этого получится? На мой взгляд, это недостойно дагестанцев. Каждый из нас должен начинать с себя, с исправления своих недостатков. Это не легкая работа, но очень благородная и любимая Аллахом. Объединившись в борьбе против человеческих пороков, мы сможем искоренить любое зло.

Мы также не должны забывать о том, что нет проблем религиозных и светских. Есть проблемы дагестанского народа, как есть и общая радость. Мы не должны допустить в Дагестан экстремизм ни под каким видом, ибо он приносит горе в каждый дом. Дагестанский народ был свидетелем того, что любое экстремистское вторжение является большой бедой для всех. Духовенство Дагестана всегда призывало и будет призывать к миру, стабильности, возрождению духовности на нашей земле.

Хотелось бы, чтобы каждый сегодня использовал имеющуюся возможность для расширения исламских знаний. Не может считаться интеллектуально развитым тот человек, который не имеет ясных знаний о своих корнях, о ценностях своей религии.

— Существует ли сегодня в Дагестане опасность распространения религиозного экстремизма?

— Опасность роста религиозного экстремизма есть всегда и везде. По причине отсутствия искренних, чистых убеждений, экстремизм может менять окраску в угоду тем событиям, которые происходят в данный момент.

— Какие формы идеологического противодействия экстремизму, по-вашему, наиболее действенны?

— Для того, чтобы уберечь наших мусульман от коварных экстремистских сетей, еще раз акцентируя на этом внимание, подчеркну, что необходимо вести постоянную разъяснительную работу о том, что такое ислам. Вопрос религиозного просвещения стоит остро везде, начиная с детских садов, школ, вузов.

Однако проведение соответствующей воспитательной работы зависит не только от нас. Необходимо, чтобы была поддержка со стороны директоров школ, ректоратов, руководителей организаций и учреждений, глав администраций и т. д. Они должны быть заинтересованы в том, чтобы почаще приглашать работников духовенства (в ДУМД имеется отдел просвещения), ибо именно они являются ответственными за своих подчиненных, учащихся перед руководством государства, республики и, конечно же, перед Всевышним. Таким образом, наиболее эффективным методом противодействия экстремизму является знание того, что такое экстремизм.

— Ахмад-хаджи, труды известного богослова и шейха Саида-афанди Чиркейского приносят пользу развитию ислама в Дагестане и регионе в целом, имеют духовно-воспитательное значение. Нельзя ли поставить вопрос перед образовательными структурами о более широком применении работ этого мастера в вузах и школах респуб- лики?

— Отрадно, что вы так считаете и задаете этот вопрос. Я думаю, что вклад, который вносит шейх Саид-афанди в дело распространения ислама и просвещения народа, вряд ли кто может реально оценить. Действительно, шейх написал более семи томов по теологии, истории ислама и пророков, о распространении ислама в Дагестане, и все они изложены в удивительно доступной форме. — Хочется вновь и вновь перечитывать эти книги, искать в них ответы на возникающие вопросы.

Дело в том, что на русский язык переведена только одна треть его работ, но, иншааллах, скоро будут и остальные труды доступны читателям. Что касается введения в программы школ или вузов его трудов, то мы только надеемся на это, ибо на все воля Всевышнего, может быть, и те, кто ответственны за образование в Дагестане, поймут, насколько было бы важно изучение книг досточтимого шейха Саида-афанди для подрастающего поколения. А пока произведения Саида-афанди может изучить любой желающий, ибо они доступны каждому.

— Уважаемый муфтий, сейчас идет кампания по адаптации боевиков к мирной жизни. Как вы считаете, найдет ли инициатива президента Дагестана Магомедсалама Магомедова поддержку Духовного управления мусульман Дагестана и вашу лично?

— Инициативу президента Дагестана я поддерживаю и всегда считал, что только просветительская работа и пропаганда могут привести к согласию. Главное, чтобы эта комиссия действительно занималась тем, для чего создана и не превратилась в чиновничий аппарат, который будет ограничиваться лишь отчетами перед руководством.

— Ваши пожелания дагестанцам — читателям нашей газеты.

— Искренности во всех делах, добра, сочувствия и милосердия друг к другу. Всегда делать для тех, кто рядом, только то, что вам хотелось бы увидеть по отношению к себе.

Также хотелось бы напомнить всем, что истинными правителями человека являются его деяния. Поэтому совершенствуйтесь в знаниях и следуйте им, укрепляйте в себе чувство патриотизма, и тогда все мы будем жить в процветающей республике.

Да ниспошлет нам Всевышний разум, терпение и взаимопонимание!
 

Источник: http://gazeta-nv.ru/content/view/5327/109/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *