«ТГ» продолжает анализировать современные военные угрозы в отношении России и сопоставлять боевые потенциалы наших ВС и ВС вероятных противников по всему кругу российских границ. Актуальность этой темы вызвана тем, что с 1 декабря Министерство обороны РФ перешло на новую систему управления войсками, сформировав четыре оперативно-стратегических командования (ОСК) — «Восток», «Центр», «Юг» и «Запад».
Положение дел на участках ответственности ОСК «Восток» и ОСК «Центр» рассмотрены в первых двух частях исследования, опубликованных в прошлогодних номерах «ТГ». Сегодня в центре внимания — состояние и задачи оперативно-стратегического командования «Юг» — Закавказье. В своих заметках мы опираемся на материалы, подготовленные экспертами Института политического и военного анализа (ИПВА).
Сразу следует отметить: основа нового ОСК — самый мощный в России бывший Северо-Кавказский военный округ. Самое лучшее вооружение, кадры — все отправляется туда, поскольку память о двух чеченских войнах еще свежа. Учтем еще Черноморский флот и Каспийскую флотилию, тоже вошедших в состав «Юга». Против кого все это сегодня направлено? Прежде всего против Грузии.
Это единственная страна в мире, которую мы открыто признаем возможным врагом. Грузинская сторона, кстати, тоже нас задолго до августовской войны 2008 года официально причислила к своим врагам. Поэтому по оси Ростов-на-Дону, Ставрополье, Кубань и Северный Кавказ сегодня идет почти все, что дает армии промышленность. Пока — для удержания Абхазии и Южной Осетии.
Резонный вопрос: что, единственно для сдерживания грузинских амбиций следует держать отдельное оперативное направление? Конечно же, нет, тем более что Грузия до сих пор не восстановила свои вооруженные силы, да и ни о каких крупных закупках оружия Тбилиси после августа 2008-го пока не слышно. Однако при этом мы все равно по инерции продолжаем гнать боевую технику к Северному Кавказу. Против боевиков? С ними, по идее, должны теперь управляться ФСБ и МВД. Да и без любого военного усиления на Юге мы сегодня существенно превосходим Грузию.
Эта геополитическая проблема для нас нова. В прошлые столетия именно Грузия была союзником и плацдармом для ведения Россией боевых действий на Кавказе. Но существует и традиционная военная угроза на Юге — это Турция. Сколько было русско-турецких войн в истории? Не считали? Традиционный противник, традиционные методы ведения войны. Но есть и новое — сегодня нас с Турцией на Юге нельзя даже сравнивать, настолько мы ее слабее.
У Турции, скажем, танков 4000. А у нас по всей России в боевых частях осталось чуть больше 2000. На Юге же у нас около 600 танков. Вместе с теми, которые находятся на базах хранения. Правда, подкрепления туда можно быстро перебросить из других регионов европейской части страны. Здесь лучше развита дорожная сеть. То есть с Грузией в обозримом будущем мы справимся без проблем. С Турцией — вопрос. Хотя с Турцией у нас теперь нет общей сухопутной границы. Тут другая проблема может возникнуть — война между Турцией и Арменией. России тогда придется спасать «дружественный армянский народ».
Однако любую войну России с Турцией невозможно даже представить. Потому что это будет война с НАТО. Ведь Анкара — член Североатлантического альянса. Хотя есть и нюансы. Если мы нападем на Турцию — это действительно будет война с НАТО. Но мы никогда не нападем на Турцию, потому что нам это не нужно. Мы лучше отдыхать в турецких отелях будем. Другое дело, если Турция нападет на Армению, а нам придется спасать Армению, но это уже будет война России и Армении с Турцией. Потому что НАТО не будет в ней участвовать, если только мы не начнем сносить с лица земли Турцию целиком с помощью стратегического оружия.
Турция на Армению может напасть из-за Карабаха, поэтому армяне так и держатся за наши военные базы на их территории. Даже сами целиком их оплачивают. Это, вообще, уникальное явление в мировой практике. Потому что российские военные базы в Гюмри и Ереване — это страховка армян на случай войны с Азербайджаном, а не исключено, и с Турцией. За Карабах. Как и в случае с 201-й российской военной базой в Таджикистане, на наших базах в Армении служит тоже в основном местное население.
То есть армяне. С турками воевать они уж обязательно будут. И тогда получится, что Турция воюет с Россией. Но Турция сегодня воевать с нами точно не хочет. Кроме определенных исламистски настроенных радикалов внутри страны. Потом надо учитывать, что у Анкары сегодня очень сильный разрыв с Америкой. Турция, например, только что провела совместные военные учения с Китаем. Даже двое учений подряд. Сперва военно-воздушные, потом — сухопутных войск. Шла отработка нормальных боевых действий в нормальной войне.
У Турции с недавних пор новая роль, которую Анкара всюду подчеркивает: она теперь — в пику американцам — во всем самостоятельна. Зато очень дружит теперь с Ираном. Турция считает себя с недавних пор лидером исламского мира. И очень хочет стать таковым на самом деле. Может быть, кстати, это новое политическое качество она сумеет потом хорошо продать Западу. Но для начала лидерство в исламском мире надо все же действительно завоевать. А на это претендентов достаточно: тот же Иран, Пакистан, арабы, талибы…
А вот китайцам Анкара теперь интересна и как новая альтернатива США, и как новый полюс силы. Ну и кроме того, Ближний Восток Пекину вообще чрезвычайно интересен. Потому что там нефть, которая необходима для очень динамично развивающейся экономики этой страны, и выход на геополитическое пространство Центральной Азии, в том числе на наши бывшие среднеазиатские республики, о чем уже писалось в начале этих заметок.
У американцев совместные турецко-китайские военные учения вызывают раздражение. Но против Турции не введешь санкции. Турция сегодня больше нужна Америке, чем Америка ей. К сожалению, на традиционный баланс сил в этом регионе больше не влияют Черноморский флот и Каспийская флотилия. Громкие победы Орлова-Чесменского, Ушакова, Нахимова, опыт Колчака, командовавшего Черноморским флотом в Первую мировую войну — все это для России в прошлом. На сегодняшний день оба эти военно-морских объединения представляют собой уникальное собрание плавучего антиквариата.
Если в составе остальных флотов РФ после их радикального сокращения, по крайней мере, почти не осталось кораблей и подлодок старше 25 лет, то в составе Черноморского флота всего 17 боевых единиц (всего их — 40) моложе 25 лет и всего 4 — моложе 20 лет. Это два малых ракетных корабля проекта 1239 и два тральщика проекта 266М. Зато здесь есть корабли даже 60-х годов постройки. Впрочем, для сдерживания одной лишь Грузии и этого достаточно.
Состав и дислокация сухопутных войск ОСК "Юг"
8-я отдельная гвардейская мотострелковая бригада (Шали, Чечня); 17-я отдельная гвардейская мотострелковая бригада (Борзой, Чечня); 18-я отдельная гвардейская мотострелковая бригада (Ханкала, Чечня); 19-я отдельная мотострелковая бригада (п. Спутник, Северная Осетия); 20-я отдельная гвардейская мотострелковая бригада (Волгоград); 33-я отдельная горная мотострелковая бригада (с. Ботлих, Дагестан); 34-я отдельная горная мотострелковая бригада (ст. 3еленчукская, Карачаево-Черкессия); 136-я гвардейская мотострелковая бригада (Буйнакск, Дагестан);
205-я отдельная мотострелковая бригада (Буденновск); 56-я отдельная десантно-штурмовая бригада (Камышин); 4-я военная база — сформирована на базе 693-го мотострелкового полка 19-й мотострелковой дивизии (Южная Осетия); 7-я военная база — сформирована на базе 131-ой отдельной мотострелковой бригады (Абхазия); 102-я военная база (Армения) — сформирована на базе 73-й отдельной мотострелковой бригады (Армения).
Состав вооружений сухопутных войск ОСК "Юг"
Пусковых установок ракет "Точка-У" — 12
Танков Т-62, Т-72, Т-80, Т-90 — 287
БМП — 360
БТР — 269
Самоходных артустановок — 324
Реактивных систем залпового огня — 170
Пусковых установок ПВО "Тор" и "Оса" — 72
Состав ВВС И ПВО ОСК "ЮГ"
Бомбардировщиков Су-24 — 100 (из них 28 в варианте самолета-разведчика)
Штурмовиков Су-25 — 42
Истребителей Су-27 — 42
Истребителей МиГ-29 — 60
Ударных вертолетов Ми-24 — 40
Ударных вертолетов Ми-28Н- 5
Зенитно-ракетных комплексов "Бук" — 2 дивизиона
Зенитно-ракетных систем С-300ПМ — 5 дивизионов
Состав Черноморского флота ОСК "ЮГ"
Ракетных крейсеров — 1
Больших противолодочных кораблей — 2
Сторожевых кораблей — 2
Малых противолодочных кораблей — 7
Малых ракетных кораблей — 4
Ракетных катеров — 5
Тральщиков — 9
Десантных кораблей — 7
Подводных лодок — 1
Полк морской пехоты — 1
Зенитно-ракетный полк — 1
Отдельных батальонов морской пехоты — 1
Состав Каспийской флотилии ОСК "ЮГ"
Сторожевых кораблей — 1
Ракетных катеров — 5
Артиллерийских катеров — 1
Десантных кораблей — 2
Тральщиков — 2
Бригада морской пехоты — 1
Состав вооружений сухопутных войск Грузии
Танков Т-72 — 220
БМП — 130
БТР — 50
Самоходных артустановок — 41
Реактивных систем залпового огня — 58
Состав ВВС И ПВО Грузии
Штурмовиков Су-25 — 12
Ударных вертолетов Ми-24 — 5
Зенитно-ракетных комплексов "Бук" — 10-12
Состав вооружений сухопутных войск Турции
Танков — 4200
БМП — 650
БТР — 3643
Самоходных артустановок — 868
Реактивных систем залпового огня — 60
Состав ВВС Турции
Истребителей-бомбардировщиков F-16 — 220
Истребителей F-5 — 80
Истребителей F-4 — 170
Состав ВМС Турции
Подводных лодок — 11
Фрегатов УРО — 26
Ракетных катеров — 21
Тральщиков — 24
Десантных кораблей — 29