Итоги десятилетия. С легкой милитаризацией

Процессы криминализации и милитаризации препятствуют развитию Дагестана

От чего убегали?

Все прошедшее десятилетие мы пытались убежать от «лихих» 90-х. Провели его в ожидании перемен, но сами перемены так и не увидели. Зато произошел существенный рост криминальных экстремистских действий. И как следствие, последующая милитаризация республики. Милитаризация, в отличие от криминализации, не является для нас чем-то новой. Еще Советский Союз более чем преуспел в деле строительства армии, наращивания тяжелого вооружения и стратегического ядерного оружия. Но тогда у нас были внешние враги. И была другая страна: мы воспитывались на идеологии патриотизма, самопожертвования.

Идеология теперь другая, а милитаризация не где-то там далеко — ее видно в окно. В Дагестане идет третья за последние 20 лет волна милитаризации. Была бы армия, а враг найдется? Как известно, если ружье висит, оно обязательно выстрелит. Можно предположить, что милитаризация республики подстегивается криминализацией. Сотни членов незаконных вооруженных формирований уничтожены. Становится их меньше? Никак нет.

Потому что логистическая воронка, конвейер, работает безостановочно.

Правоохранительные органы особо не обременяют себя поисками врага. Но враг врагу рознь: чем для такой роли не подойдут наши министры и прочие чиновники с купленными дипломами? Ты им про стратегию, а они бабкоделанием занимаются. Предлагаешь сформировать бюджет, направленный на развитие, — они бюджет пилят. Ты им про кластерную политику и конкурентоспособность республики — они, используя недобросовестную конкуренцию, выстраивают свой «бизнес». Причем за счет бюджетных денег. Бизнес, так сказать, под прикрытием.

Кстати, они же милитаризованы: у каждого высокопоставленного чиновника своя вооруженная бригада. У чиновников рангом пониже — взвод. Непросто разобраться, где чиновник, бизнесмен, а где вор, бандит, чьи группы, банды, где охрана, а кто экстремист или террорист. А может, те самые военные не только с криминалом воюют, а еще охраняют воровскую вертикаль, бизнес чиновников? Вполне возможно.

К чему пришли?

Криминализация и милитаризация слишком дорого нам обходятся и препятствуют развитию. Во-первых, десятки тысяч молодых здоровых людей заняты непроизводительным трудом. Во-вторых, на их содержание, вооружение тратятся деньги налогоплательщиков, нас с вами. В-третьих, на республику накладываются огромные нагрузки, такие как транспортные, по выделению земель и т.д. Особо можно выделить проблему неблагоприятного инвестиционного климата и риски возможных масштабных конфликтов. В обществе создается атмосфера нервозности, неопределенности.

По этой причине из республики уезжают люди трудоспособного возраста, предприниматели, которые вносят существенный вклад в развитие других регионов. В результате внутренний рынок недосчитывает полмиллиона платежеспособных покупателей, республика — инвестиций и как минимум 100 млрд. рублей ВРП, а республиканский бюджет недополучает налоги. Такая модель экономики не может быть эффективной. Совокупные потери республики за последние десять лет составят не менее одного триллиона рублей.

К сожалению, позитивная волна, поднятая с образованием СКФО и со сменой республиканской власти год назад, сошла на нет. Мы действительно входим в «новую эпоху» — эпоху окончательной деиндустриализации республики. Потеря индустриальной платформы экономики в угоду развития торговли, туризма, сервиса могут иметь для Дагестана катастрофические последствия.

Скорее, новая эпоха получит название «Заваливание деньгами-2». Разрабатывается федеральная целевая программа развития на 2012-2017 гг. «весом» в полтриллиона рублей. Многочисленные проекты, столь любимые нашей властью, рискуют превратиться в проекты по отмыванию денег. Не совсем понятно, по какому принципу они отбираются. К финансированию допускаются проекты не прошедшие государственную и общественную экспертизу, не имеющие рыночных перспектив. Вдобавок к неэффективным ГУПам и МУПам мы рискуем получить новые потемкинские деревни.

Клановость, коррупция, низкое качество институтов и отсталость чиновников не оставляют республике шансов на развитие.

Система себя морально изжила, к такой системе у граждан не может быть доверия. В нормальной, здоровой системе необходимость разрешения противоречий подталкивает к переменам, обеспечивая, таким образом, развитие. Существующая система не разрешает противоречия ни в общественной жизни, ни в экономике. Система потеряла способность быть проводником перемен. Стабильность, устойчивость, к чему нас призывают — параметры болота. А в болоте, как известно, активно проходят процессы гниения.

Новый поворот

К сожалению, мы входим в новое десятилетие со старыми проблемами. Попытки преодолеть системный кризис полумерами не могли быть эффективны. Нужны глубинные, системные реформы. В Дагестане кроме экономических реформ предстоит провести административную и институциональную реформы.

В эпоху перемен на первый план выходят политическая воля и личные моральные качества лидеров реформ. Кроме того, нужна компетентная команда. У президента республики есть возможность повлиять на новый состав Народного собрания. А после — сформировать новое правительство, свободное от криминала и взять новый курс реформирования. Последовательные усилия в этом направлении стали бы первыми шагами к выходу республики из колеи неопределенности.

 

Источник: http://gazeta-nv.ru/content/view/5287/109/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *