Уроки педагогики академика Шамиля Алиева. по следам встречи со старшеклассниками московского лицея

Шамиль Алиев, почетный академик Российской Академии космонавтики, д.т.н., профессор, гл. конструкторов одного из ведущих заводов ВПК на Юге страны ОАО «Завод- Дагдизель»(Каспийск, Дагестан) неординарная личность: все или многие пытаются воспитывать детей и молодежь не мудрствуя лукаво, как говорят, в «лоб», а он выдумывает разные способы, чтобы достучаться до сердец детей.

Он спешит передать детям то, что считает важным: знания и методы познания, оригинальные творческие находки и любовь к науке. Он очень переживает за состояние в системе просвещения и не жалеет красок для критики(причем, весьма обоснованной) системы ЕГЭ.
«Моя задача , или миссия если угодно- разбудить творческое воображение детей, заинтересовать их нетривиальными задачами; включить в процесс созидания и где-то доброго (неагрессивного) соревнования.- говорит Ш. Алиев- А наша система ЕГЭ убивает то, что позволило бывшему Союзу достичь выдающихся достижений в науке и техническом прогрессе. Кто предложит лучший, оригинальный метод решения той или иной задачи из области физики, математики или литературы( к примеру , сочинение на тему «Лев Толстой и Кавказ»)- тот член Академии ангелов, тот заслуживает поощрения и приза. Для этого я создал в Дагестане своеобразную академию для детей и назвал её «Академией ангелов». В меру возможностей выезжаю в школы, встречаюсь с детьми и выявляю таланты, ну и поощряю их, сколько могу. Я в школьные годы терпеть не мог скучных учителей, на уроках которых дети чуть ли не засыпали. Я всегда думал, над тем: как наилучшим образом разбудить в детях интерес к знаниям, к творчеству и выработал собственную методику, которой с удовольствием делюсь на семинарах для учителей в Дагестане и применяю на встречах со старшеклассниками. Готов поделиться и со школьниками в Москве».
Интересно, не правда ли. «Это ему надо, странный человек, не от мира сего..» — подумают многие. Именно такой бывает реакция людей, далеких от проблем педагогики и которые впервые слышат Ш. Алиева. Но у настоящих педагогов особый взгляд на все, что связано со школьниками и они прекрасно понимают Ш.Алиева. Вот и на этот раз, во время встречи в лицее №1535, директор, Михаил Мокринский с полуслова понял гостя из Дагестана и целиком поддержал идею встреч и контактов со старшеклассниками. Кстати, сама встреча и конкурс сочинений на тему «Лев Толстой и Кавказ»(по мотивам повести «Хаджи-Мурата») – это идея Ш. Алиева, подержанная РКНК с одной стороны, и Департаментом образования правительства Москвы с другой.
Для сведения: открытый конкурс сочинений (с участием лучших сочинений из др. регионов России и стран СНГ) на тему «Лев Толстой и Кавказ» проводится среди 7-8- классников всех городских школ Москвы, а итоги будут подводиться в феврале 2011 г. в форме торжественной конференции и награждения победителей по разным номинациям. Проект- «плод» совместной инициативы Департамента образования гор. Москвы, РКНК, инициативной группы во главе с Ш. Алиевым.
На встрече со старшеклассниками лицея(всего около 60 чел.) участвовали несколько преподавателей и Михаил Геннадьевич, Ш. Алиев, сопредседатель РКНК, Д.Ш. Халидов Д.Ш., известный дагестанский писатель Шапи Казиев и активист Международного фонда им. имама Шамиля(Дагестан), спонсор проекта «Л. Толстой и Кавказ», Джамал Омаров.
Как только Ш.Алиев начал свое выступление, я признал его(Алиева Шамиля) правоту, когда он, еще до начала встречи, мягко намекнул на необходимость начать диалог с детьми именно с него. С первых же минут он захватил внимание детей, а некоторые творческие находки и задачи Алиева Ш. встречались на ура. Ни одного слова про национализм или последние события на Манежке, никакого назидания, а всего лишь разговор почти на равных, с уважением к своим младшим собеседникам, провоцирование их творческого воображения: приглашению к решению очень интересных задач(по математике и литературе, в контексте темы «Лев Толстой и Кавказ»(по мотивам повести «Хаджи-Мурат») . Школьникам особенно понравились слова Ш.Алиева о поощрении тех, кто решить задачи-ребусы премией «в 100 баксов каждый месяц в течении года»(!!), ну и членством в Академии ангелов.
А как он втолковывал задачу «сжатия информации»(из области теории информации) на примере творчества Льва Толстого?! «Знаете ли Вы- говорил он- что , в повести «Хаджи-Мурат» нет ни одного лишнего слова или запятой. Это показали разные компьютерные программы. Великий русский мыслитель и писатель долго вынашивал идею повести и написал его в зрелом возрасте( начало XX в.), когда уже прошло более полувека с тех пор, как он побывал на Северном Кавказе. Искусство сочинительства в том и заключается, чтобы кратко и интересно изложить самое главное, чтобы сильно «зацепить» читателя. Сумеете это сделать в процессе написания сочинения, честь и хвала Вам»- так или примерно так убеждал московских старшеклассников Ш. Алиев.
Потом выступали Ш.Казиев и Д.Омаров. Казиев рассказал о своем творчестве. У него много интересных произведений. Его пьесы ставят десятки театров страны, ряд его произведений издавались неоднократно: в частности, художественное исследование «Имам Шамиль» из серии «Жизнь замечательных людей».
К концу встречи школьники долго не отпускали Ш. Алиева, обступив его и задавая вопросы. Было видно, что КОНТАКТ сердечный, непоказной состоялся. И естественно, следующие встречи не за горами.
И наконец, одно важное наблюдение. Ш. Алиев показал то, как следует вести разговор с молодежью; как найти ключ к их сердцам? Не путем «лобовой» пропаганды и назидательных бесед, а в форме совместного творчества; решения сообща каких-то важных и интересных задач, незаметно подталкивая ребят к правильному решению. В общем, я понял, что моя речь, как реакция на недавние события на Манежке, была бы не уместна и слабо задела бы сознание школьников. Тут нужна другая метода, и это тоже урок для актива РКНК, который работает со студентами.
 

Источник: Деньга Халидов, сопредседатель РКНК

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *