Шамиль Алиев, почетный академик Российской Академии космонавтики, д.т.н., профессор, гл. конструкторов одного из ведущих заводов ВПК на Юге страны ОАО «Завод- Дагдизель»(Каспийск, Дагестан) неординарная личность: все или многие пытаются воспитывать детей и молодежь не мудрствуя лукаво, как говорят, в «лоб», а он выдумывает разные способы, чтобы достучаться до сердец детей.
Он спешит передать детям то, что считает важным: знания и методы познания, оригинальные творческие находки и любовь к науке. Он очень переживает за состояние в системе просвещения и не жалеет красок для критики(причем, весьма обоснованной) системы ЕГЭ.
«Моя задача , или миссия если угодно- разбудить творческое воображение детей, заинтересовать их нетривиальными задачами; включить в процесс созидания и где-то доброго (неагрессивного) соревнования.- говорит Ш. Алиев- А наша система ЕГЭ убивает то, что позволило бывшему Союзу достичь выдающихся достижений в науке и техническом прогрессе. Кто предложит лучший, оригинальный метод решения той или иной задачи из области физики, математики или литературы( к примеру , сочинение на тему «Лев Толстой и Кавказ»)- тот член Академии ангелов, тот заслуживает поощрения и приза. Для этого я создал в Дагестане своеобразную академию для детей и назвал её «Академией ангелов». В меру возможностей выезжаю в школы, встречаюсь с детьми и выявляю таланты, ну и поощряю их, сколько могу. Я в школьные годы терпеть не мог скучных учителей, на уроках которых дети чуть ли не засыпали. Я всегда думал, над тем: как наилучшим образом разбудить в детях интерес к знаниям, к творчеству и выработал собственную методику, которой с удовольствием делюсь на семинарах для учителей в Дагестане и применяю на встречах со старшеклассниками. Готов поделиться и со школьниками в Москве».
Интересно, не правда ли. «Это ему надо, странный человек, не от мира сего..» — подумают многие. Именно такой бывает реакция людей, далеких от проблем педагогики и которые впервые слышат Ш. Алиева. Но у настоящих педагогов особый взгляд на все, что связано со школьниками и они прекрасно понимают Ш.Алиева. Вот и на этот раз, во время встречи в лицее №1535, директор, Михаил Мокринский с полуслова понял гостя из Дагестана и целиком поддержал идею встреч и контактов со старшеклассниками. Кстати, сама встреча и конкурс сочинений на тему «Лев Толстой и Кавказ»(по мотивам повести «Хаджи-Мурата») – это идея Ш. Алиева, подержанная РКНК с одной стороны, и Департаментом образования правительства Москвы с другой.
Для сведения: открытый конкурс сочинений (с участием лучших сочинений из др. регионов России и стран СНГ) на тему «Лев Толстой и Кавказ» проводится среди 7-8- классников всех городских школ Москвы, а итоги будут подводиться в феврале 2011 г. в форме торжественной конференции и награждения победителей по разным номинациям. Проект- «плод» совместной инициативы Департамента образования гор. Москвы, РКНК, инициативной группы во главе с Ш. Алиевым.
На встрече со старшеклассниками лицея(всего около 60 чел.) участвовали несколько преподавателей и Михаил Геннадьевич, Ш. Алиев, сопредседатель РКНК, Д.Ш. Халидов Д.Ш., известный дагестанский писатель Шапи Казиев и активист Международного фонда им. имама Шамиля(Дагестан), спонсор проекта «Л. Толстой и Кавказ», Джамал Омаров.
Как только Ш.Алиев начал свое выступление, я признал его(Алиева Шамиля) правоту, когда он, еще до начала встречи, мягко намекнул на необходимость начать диалог с детьми именно с него. С первых же минут он захватил внимание детей, а некоторые творческие находки и задачи Алиева Ш. встречались на ура. Ни одного слова про национализм или последние события на Манежке, никакого назидания, а всего лишь разговор почти на равных, с уважением к своим младшим собеседникам, провоцирование их творческого воображения: приглашению к решению очень интересных задач(по математике и литературе, в контексте темы «Лев Толстой и Кавказ»(по мотивам повести «Хаджи-Мурат») . Школьникам особенно понравились слова Ш.Алиева о поощрении тех, кто решить задачи-ребусы премией «в 100 баксов каждый месяц в течении года»(!!), ну и членством в Академии ангелов.
А как он втолковывал задачу «сжатия информации»(из области теории информации) на примере творчества Льва Толстого?! «Знаете ли Вы- говорил он- что , в повести «Хаджи-Мурат» нет ни одного лишнего слова или запятой. Это показали разные компьютерные программы. Великий русский мыслитель и писатель долго вынашивал идею повести и написал его в зрелом возрасте( начало XX в.), когда уже прошло более полувека с тех пор, как он побывал на Северном Кавказе. Искусство сочинительства в том и заключается, чтобы кратко и интересно изложить самое главное, чтобы сильно «зацепить» читателя. Сумеете это сделать в процессе написания сочинения, честь и хвала Вам»- так или примерно так убеждал московских старшеклассников Ш. Алиев.
Потом выступали Ш.Казиев и Д.Омаров. Казиев рассказал о своем творчестве. У него много интересных произведений. Его пьесы ставят десятки театров страны, ряд его произведений издавались неоднократно: в частности, художественное исследование «Имам Шамиль» из серии «Жизнь замечательных людей».
К концу встречи школьники долго не отпускали Ш. Алиева, обступив его и задавая вопросы. Было видно, что КОНТАКТ сердечный, непоказной состоялся. И естественно, следующие встречи не за горами.
И наконец, одно важное наблюдение. Ш. Алиев показал то, как следует вести разговор с молодежью; как найти ключ к их сердцам? Не путем «лобовой» пропаганды и назидательных бесед, а в форме совместного творчества; решения сообща каких-то важных и интересных задач, незаметно подталкивая ребят к правильному решению. В общем, я понял, что моя речь, как реакция на недавние события на Манежке, была бы не уместна и слабо задела бы сознание школьников. Тут нужна другая метода, и это тоже урок для актива РКНК, который работает со студентами.
Источник: Деньга Халидов, сопредседатель РКНК