Новые реалии

Вся экономическая политика государства на Кавказе сейчас сводится к компактному развитию территорий. Об этом говорит создание СКФО, туристических кластеров и экономических зон. Во главу угла здесь ставится так называемый мультипликативный эффект, который стимулирует развитие сразу нескольких смежных отраслей. Некоторые экономисты и государственные чиновники прикрываются этими понятиями. Это и не мудрено — забросал аудиторию кластерами, мультипликативными эффектами и особыми экономическими зонами, никто ничего не понял и разошлись. А потом разбирай, что же тот хотел сказать.

Умножающий

Так вот наша задача — объяснить все популярно. Чтобы читатель не чувствовал себя похожим на Абеля Йенса Тасмана, который открыл Тасманию, но не заметил при этом Австралию. Итак.

Мультипликативный эффект ничего общего с мультиками не имет. Multiplicator — умножающий. То есть, к примеру, если активно развивать туризм, то вместе с ним будет развиваться и строительство, гостиничный бизнес, транспортная инфраструктура, сфера услуг и прочее. Мультипликативный эффект, как говорится, в действии. А так как Дагестан выгодно расположен географически, то туризм здесь должен стать идеей нон фикшн (и не мудрено, если только на 2010 год на содержание агентства по туризму республики было утверждено более 39 миллионов рублей). Не помешал бы только терроризм с экстремизмом да высокий уровень коррупции, борьба с которой у нас как-то отошла на второй план. Давно никого республиканская прокуратура во главе с Назаровым не ловила. Ну да речь не об этом.

Кластеры

От мультипликации теперь смело можно переходить к кластерам. В частности, к туристическим, так как это нам близко как по духу, так и в силу того, что не так давно премьер Владимир Путин подписал постановление о создании туристического кластера в СКФО. На него планируется потратить порядка 300 млрд рублей. Чтобы было понятно, необходимо сказать, что под кластерами принято понимать «группу производственных предприятий (цепочку потребителей и поставщиков), выпускающих какой-либо товар или группу товаров, локализованную на определенной территории». Причем эта территория может содержать одно или несколько муниципальных образований, субъектов РФ.

Кластеры нужны в первую очередь потому, что прежняя форма экономической организации (цепочка: город — район — субъект РФ — федеральный округ) себя не оправдала. Нужно работать иначе. Это как в диетологии: если кушать много, но маленькими порциями, то желудок будет работать хорошо. Пример не очень корректен, но все же передает суть. Переход на кластерную организацию экономики страны только наметился. Принято считать, что в России мало конкурентоспособных территориальных кластеров и в основном экономика держится не на производственных сетях (или группе предприятий, которые производят смежную или схожую продукцию), а на огромных сырьевых корпорациях (нефть, газ и прочее).

Кластерный подход развивает одновременно и производительность, и занятость. И если с производительностью в Дагестане все более-менее налаживается (темпы роста основных секторов экономики в 2011 году по сравнению с оценочными показателями 2010 года составляют: ВРП — 111,2%, промышленное производство — 108,5%, продукция сельского хозяйства — 105,3%, оборот розничной торговли — 112,1%), то с занятостью населения большие проблемы. Уровень зарегистрированной безработицы выше среднероссийского значения в 1,6 раза. По данным выборочных обследований населения по проблемам занятости, безработных в соответствии с методологией Международной организации труда (МОТ) в республике порядка 175 тысяч человек. А это ни много ни мало 15,9% от экономически активного населения.

Большое значение для кластерной организации имеет малый бизнес. Здесь дело обстоит следующим образом. Оценочно количество малых предприятий республики составляет 4,8 тысячи. Их оборот за январь-сентябрь 2010 года составил 67235,6 млн рублей. Это больше, чем в прошлом году (рост на 5,9%). Но для малого бизнеса такие темпы незначительны.

Естественно, это не единственные «необходимости» для развития кластерной системы. Ясно то, что при этой системе модернизация экономики пройдет не так болезненно и со скрипом, как это происходит сейчас.

Особые экономические зоны

Особая экономическая зона (ОЭЗ) — это экономическая модель, меньшая, чем кластер. К примеру, в туристический кластер СКФО входят несколько экономических зон, одна из них — в Хунзахском районе Дагестана. Согласно закону «Об особых экономических зонах в РФ» под ОЭЗ понимается часть территории страны, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. Закон делит экономические зоны на промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые. Особая экономическая зона, за исключением портовой ОЭЗ, создается на 20 лет. Портовые ОЭЗ создаются на 49 лет.

ОЭЗ — очень хорошая штука, прежде всего для предпринимателя. Целый набор полезных свойств. Тут и таможенные льготы (снижение или отмена экспортно-импортных таможенных пошлин, упрощенный порядок проведения внешнеторговых операций), и налоговые (понижение налоговых ставок по отдельным видам налогов, стимулирование некоторых видов деятельности, налоговые каникулы), и финансовые (государственные субсидии и прочее), и административные (упрощенный порядок регистрации предприятий, минимизация проверок контролирующих органов) и прочее.

Как видно, самое то для бизнеса. Так, например, около 30 лет назад в чащах Внутренней Амазонии Бразилии организовали единственную свободную зону «Мануаус», благодаря чему практически не освоенная территория превратилась в огромный технопарк. Сегодня там работает более миллиона человек, а такие гиганты, как LG, Siemens, Bosh, разместили там свои заводы. Такое, в принципе, возможно и в России, и в отдельно взятом регионе, например в Дагестане. Только для того, чтобы все получилось, не достаточно только лишь введение ОЭЗ. Чтобы она реально работала, необходимо соблюдение нескольких условий:

1. Наличие развитых транспортных коммуникаций. То, что у нас несколько национальных бед, в том числе и дороги, известно давно. В Дагестане не самые плохие дороги, хотя есть к чему стремиться, конечно. В этом году на дорожное хозяйство было запланировано потратить 3779882,9 тысячи рублей, тогда как в планах на 2011 год содержится цифра в 3849277,3 тысячи рублей.

2. Наличие на территории будущей ОЭЗ развитой производственной и социальной инфраструктуры. В нее входят объекты водо- и энергоснабжения, дороги, современные средства связи, развитая транспортная сеть и сфера сервиса, гостиницы, современные учреждения образования, здравоохранения, культуры, досуга и прочее.

3. Кадровые ресурсы — наличие относительно дешевой и в то же время квалифицированной рабочей силы. Рабочей силы в Дагестане много, учитывая уровень безработицы. Вот только качество может вызвать некоторые вопросы.

4. Высокий уровень банковских и других финансовых услуг.

Это не все, но одни из самых главных факторов, которые необходимы для того, чтобы особая экономическая зона принесла ощутимые дивиденды. Применяя все эти пункты к Дагестану, становится понятно, что, в принципе, ОЭЗ у нас могут прижиться, но для этого нужно, чтобы никаких административных барьеров не было и бизнес был бы свободен. Ну и, конечно, многие сферы нужно подтянуть. В частности, инфраструктуру. От этого будет зависеть, быть ли на территории Дагестана качественному экономическому рывку.
 

Источник: http://www.ndelo.ru/one_stat.php?id=3939

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *