Дагестан издавна славится своими спортивными достижениями в области силовых видов спорта, единоборств. Однако немногим известно о существовании в Дагестане киберспорта и — не удивляйтесь — киберспортсменов.
А они, меж тем, не стоят на месте, и вот уже который раз в году устраивают так называемые «баттлы» (от английского «battle» — поединок, соревнование), проводимые в компьютерных клубах. Говорить о массовости мероприятий подобного рода пока не приходится, но, тем не менее, геймеры Дагестана делают довольно-таки уверенные шаги в освоении мировых киберарен.
Россия стала первой страной в мире, которая признала киберспорт официальным видом спорта. Это произошло 12 марта 2004 года по распоряжению главы Госкомспорта России Вячеслава Фетисова. Однако через несколько лет киберспорт был исключен из Всероссийского реестра видов спорта. Однако он продолжает присутствовать в перечне видов спорта, признанных федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, а также в перечне видов спорта для введения в государственные программы физического воспитания населения.
Но, несмотря на различия мнений в вопросе признания киберспорта, геймеры продолжают официально и неофициально собираться вместе и получать удовольствие от главного процесса — игры. В том числе и в Дагестане. Последняя такая встреча состоялась совсем недавно на базе компьютерного клуба Flash Back. Именно там был проведен Чемпионат Дагестанского государственного технического университета по киберспорту. Играли в War Craft, одну из самых популярных компьютерных игр в Дагестане, наряду с Counter Strike и S.T.A.L.K.E.R. Участвовали 12 команд по 5 человек. Один из организаторов чемпионата, преподаватель Дагестанского института народного хозяйства Владимир Галяев провёл разъяснительную беседу о дагестанском киберспорте.
— Владимир, осветите, пожалуйста, «киберситуацию» в Дагестане?
— Скажу сразу, что геймеров у нас много. Но так как это дело не особо приветствуется, никто не спешит афишировать свою деятельность. Я совсем недавно узнал, что один из топовых игроков в игру WarCraft, выступающий под никнеймом Gold, был студентом нашего института. Как оказалось, когда он окончил наш институт и устроился на работу, его заработная плата оказалась меньше, чем его выигрыши в эту игру. То есть ему реально выгоднее играть, чем работать.
— Существуют ли на сегодняшний день в республике официальные киберспортивные организации?
— В Дагестане пока только планируется привлечь ячейку Национальной профессиональной киберспортивной лиги. До недавнего времени в Дагестане были очень низкоскоростные сети. Из-за некачественного Интернета участие в онлайн турнирах было затруднительно. Ведь задержка даже на долю секунды, в результате которой твой боец начинает попросту «зависать», не оставляет никаких шансов на победу. Пока у нас проводятся только неофициальные турниры на базе компьютерных клубов. Подготовленные команды внутри этих клубов выезжают на официальные турниры. Как, например, команда, собранная на базе клуба Flash Back, отправилась летом в Астрахань на турнир по Counter Strike. До этого ещё одна команда пыталась выехать на весенний турнир в Москву. Но не сложилось в финансовом плане. Тот турнир, который мы сейчас провели, тоже не имеет статуса официального. Он проводился для социализации студентов, наряду с турнирами по футболу, шахматам и т.д.
— Очень интересно узнать непосредственно от человека играющего, что называется, взгляд изнутри, кто такой этот загадочный киберспортсмен, чем он дышит?
— На первом месте у любого киберспортсмена, как это ни парадоксально звучит, стоят тренировки. В них оттачиваются малейшие движения, реакция, умение скоординировать командные действия. Есть своя экипировка. Что касается отточенных движений, то далеко не каждая мышь может считать их. Необходимы специальные игровые мыши с подавлением вибрации, шероховатостей, что бы буквально до миллиметра каждое движение руки выводилось на экране. Например, те мыши, которые мы вручали победителям, стоили по 2600 рублей каждая. Если говорить, о вариантах чуть по проще, но которые пригодны для тренировок, то сейчас популярны мыши серии X7, стоимостью 700-800 рублей. То же самое с клавиатурами. Сейчас получают популярность клавиатуры на тонком листе пластика, которые можно свернуть — развернуть. Если говорить об играх-стратегиях, то здесь название жанра говорит само за себя. В них победа зависит от того, какую стратегию ты выберешь. То есть, как ты будешь «прокачивать героя», какими артефактами воспользуешься, какие сооружения построишь, в какой последовательности, с кем в команде будешь взаимодействовать и т.д. В подобных играх, как правило, три расы, из которых нужно выбрать одну. У каждой расы около 6-7 стратегий победы, каждая из которых построена на микроконтроле. То есть одновременно необходимо производить несколько действий. Многие думают, что в игре в стратегию задействована только мышка. На самом деле клавиатура тоже играет огромную роль. Количество горячих клавиш, тех которые необходимы во время игры, варьируется от 12 до 16. Профессиональный киберспортсмен во время игры бьёт по клавиатуре так, будто он набирает текст. В так называемых «стрелялках» игрок одной рукой управляет мышью, прицелом, другая на клавиатуре, отвечающей за передвижение. При этом он смотрит на основную часть экрана, где идёт развитие событий, а так же фиксирует часть экрана с картой. Он так же отлично знает всю игровую площадь, где какие укрытия, из каких лучший угол обзора, за какими можно лучше спрятаться и т.д. На игровых сайтах регулярно выкладываются файлы с записями процессов игры. В одном из последних фильмов, который меня поразил, игрок российской команды в одиночку ликвидировал пятерых противников. Ему хватало меньше секунды, что бы выглянуть из укрытия и «снять» чужого игрока. Когда объявляется какой-либо турнир, срок объявления карты не менее двух месяцев. За это время игроки привыкают к конкретной карте. Когда игроки приезжают на турнир многие из них привозят свою мышь и клавиатуру. Как для спортсмена, в привычном понимании этого слова, так и для киберспротсмена важна его собственная экипировка.
— Существует масса стереотипов в общественном мнении в отношении киберспорта. Расскажи, какие из них особенно распространены в Дагестане?
— В понимании наших людей слово «спортсмен» идентифицируется с контактником. Понятно, почему. Конечно, за дагестанцев можно гордиться. Когда смотришь чемпионаты мира по борьбе, то видишь, что даже за другие страны нередко выступают выходцы из Дагестана. И если отбросить географические моменты, то весь пьедестал занимают дагестанцы. И в этой ситуации говорить, что человек, сидящий за компьютером, будет называться спортсменом, не приходится. Компьютерные игры достаточно долго считались расслабляющим хобби, занятием для ничегонеделания. И относиться к ним серьёзно не принято. Но если проследить историю развития олимпийских видов спорта, то сноуборд, например, по которому разыгрывается два комплекта медалей, в начале своего становления тоже считался развлечением. Прыжки на батуте с недавнего времени стали официальным олимпийскими видами спорта. Хотя и там всё начиналось вроде бы с развлечения. Поэтому я думаю, что у киберспорта ещё всё впереди. Тем более, что серьёзные турниры с такими же призами уже далеко не редкость.
В заключение хотелось бы упомянуть об исследованиях учёных британского университета в Эссексе. Английские умы тестировали киберспортсменов и выяснили, что со многими обязательными для спортсменов характеристиками у игроков все в порядке. Их реакция сравнима с реакцией пилота реактивного самолета, да и моторика, соревновательный дух и эмоциональная подготовка на уровне лучших образцов спорта высших достижений. Зато физическая подготовка явно хромает. Исследователи утверждают, что некий 21-летний подопытный образец продемонстрировал дыхалку и тело шестидесятилетнего заядлого курильщика. Не встречал ни одного курящего геймера, тем более, в Дагестане. Наблюдая за игрой киберспротсмена, легко можно понять, что его сигарета это клавиатура, а зажигалка – мышка. Да и в самих играх курят только бандиты и орки. Да и то не всегда.