Главное – собственное производство

Дагестан имеет большие возможности обеспечить различными видами сельскохозяйственной продукции и продуктами их переработки не только население самой республики, но и крупных городов Российской Федерации. Какие меры следует предпринять для максимального использования этих возможностей?

Это один из вопросов беседы корреспондента нашей газеты с профессором, доктором сельскохозяйственных наук, заведующим кафедрой технологии, хранения, переработки и стандартизации сельхозпродуктов Дагестанской государственной сельхозакадемии Магомедмирзой Магомедовым.

— Магомедмирза Гамзаевич, расскажите, пожалуйста, вкратце, каково современное состояние продовольственной безопасности в нашей республике и по Российской Федерации в целом.

— Продовольственная безопасность – это способность обеспечить населения регионов и страны в целом продуктами питания, которые производят у себя. К сожалению, пока наша страна выглядит здесь не в лучшем свете. Население России пока питается больше (60 проц.) импортными продовольственными товарами, чем производят у себя в стране. В этом отношении Дагестан выглядит несколько лучше.

У нас удельный вес импортных продуктов питания в рационе среднестатистического дагестанца не превышает 40 процентов.

— Что необходимо сделать для того, чтобы хоть и не полностью, но избавиться от импортных продуктов питания?

— Выход один – производить у себя как можно больше различных видов сельскохозяйственной продукции. Это — стратегически важный шаг, позволяющий комплексно решить целый ряд задач, прежде всего сократить зависимость от импорта продовольствия и увеличить объемы собственного производства высококачественных продуктов питания по справедливым ценам. На мой взгляд, на основе Доктрины продовольственной безопасности РФ и в нашей республике следует принять Доктрину продовольственной безопасности Дагестана.

— В настоящее время в нашей республике в рамках Стратегии развития регионов Северо-Кавказского федерального округа разрабатывается долгосрочная программа социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2025 года. При этом есть ли необходимость еще отдельно принимать Доктрину продовольственной безопасности республики?

— На мой взгляд, одно другому не помешает. Доктрина создает идеологическую основу и определяет приоритеты развития продовольственного рынка республики на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Важно, что Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации учитывает рекомендации Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН по предельной доле импорта и запасов продовольственных ресурсов, передовой опыт зарубежных стран, в том числе США, Канады, Германии. Доктрина продовольственной безопасности РФ также определяет основные понятия, используемые в сфере обеспечения продовольственной безопасности. Так что принятие своей республиканской Доктрины продовольственной безопасности дает нам шанс избавиться от импорта продуктов питания.

— Какими возможностями, на ваш взгляд, Дагестан располагает для импортозамещения в ближайшем будущем?

— Одним из инструментов достижения этих показателей является разработанная в республике Программа развития сельскохозяйственного производства. Она позволяет на республиканском уровне не только прогнозировать объемы производства, структуру потребления, экспорт, импорт, но и разрабатывать меры поддержки отраслей агропромышленного комплекса с учетом их потенциала и возможности сельхозтоваропроизводителей по наращиванию объемов производства. Аналогичные балансы должны формироваться в районах с учетом их почвенноклиматических, погодных и экономических условий, их потенциала и их роли на агропромышленном рынке республики. В результате реализации Доктрины и Программы развития сельского хозяйства республики в ближайшие три-пять лет мы сможем полностью обеспечить себя многими основными видами продовольствия. Уже сейчас Министерство сельского хозяйства республики реализует целый комплекс мер по поддержке отечественных сельхозтоваропроизводителей. Основные направления – финансирование предприятий агропромышленного комплекса в рамках тарифного регулирования, стимулирующих импортозамещение на внутреннем рынке, в том числе по мясу, молоку, плодоовощной продукции.

В прошлом году на реализацию программы развития сельского хозяйства республики из федерального бюджета было выделено более одного миллиона рублей. Крестьянские (фермерские) и частные хозяйства получили более 4 млрд. рублей субсидируемых кредитов.

Благодаря государственной поддержке в рамках антикризисных мер республика уже сегодня выполняет задачу по обеспечению виноградом, овощами, в том числе картофелем, а также продуктами животноводства.

— Еще примеры можете привести?

— Примеров достаточно. До сравнительно недавнего времени республика производила всего лишь 80—100 тысяч тонн картофеля в год. Для удовлетворения потребности населения его завозили из других регионов Российской Федерации и стран ближнего зарубежья. Нынче его ежегодно производят по 300-370 тыс. тонн. Такие валовые сборы клубней достигнуты не только расширением площадей картофельных полей, но и увеличением урожайности – до 170 и более центнеров с каждого гектара. Главное – в республике удовлетворяются потребности населения в картофеле по медицинским нормам. Еще один характерный пример. Нынче удовлетворяются потребности в овощах не только населения Дагестана, но и многих крупных городов Российской Федерации. В советское время в нашей республике производилось не более 150 тыс. тонн овощей, а в благоприятные годы – 240 тыс. тонн. А нынче производство плодоовощной продукции увеличилось в разы. Например, в этом году на плантациях республики выращено более одного миллиона овощей.

К сожалению, нет должного порядка, какой-либо организованности в сфере реализации, хранения, переработки и стандартизации плодоовощной продукции. Более 70 процентов выращенной продукции в погоне за длинным рублем посредники и перекупщики вывозят за пределы республики, оголяя местный потребительский рынок. На месте перерабатывается ничтожное количество плодоовощной продукции. Консервной промышленности как таковой уже нет. Бывшие государственные перерабатывающие предприятия бездействуют. Частные консервные заводы принимают у производителей овощи и фрукты в небольшом количестве и, как говорится, за бесценок.

Дело в том, что производством овощей нынче в основном занимаются небольшие крестьянские (фермерские) и частные хозяйства. Разумеется, они не в силах организовать реализацию, хранение, переработку выращенного ими плодоовощного сырья. А этим пользуются посредники, перекупщики и местные владельцы небольших перерабатывающих предприятий.

До перехода к рыночной экономике в республике производилось в год более 420 миллионов условных банок плодоовощных консервов. Их определенную часть предприятия консервной промышленности республики экспортировали в страны ближнего и дальнего зарубежья и получали колоссальные прибыли, пополняя доходную часть бюджетов всех уровней. А нынче… А нынче доходы посредников и перекупщиков, которые вывозят львиную часть овощей за пределы республики и реализуют их в городах Российской федерации, находятся в «тени» и от налогообложения скрываются.

— Имеются ли в нашей республике возможности обеспечения населения собственными продуктами животноводства?

— Разумеется, имеются. Нынче у нас более 900 тыс. голов поголовья крупного рогатого скота и около 5 млн. голов овец и коз, что дает возможность питаться соответственно продуктами животноводства и обойтись без их импорта. Беда в том, что в нашей республике очень низка продуктивность животноводства. К тому же поголовье крупного и мелкого рогатого скота сосредоточено в небольших крестьянских (фермерских) хозяйствах и частных подворьях, которые не в состоянии улучшить племенное дело и создать прочный запас высококачественных кормов для скота.

Кстати, при желании и старании обеспечить своими продуктами животноводства могут и мелкие формы хозяйствования. На первом, да и на втором этапах осуществления аграрных реформ на селе прилавки наших рынков были завалены так называемыми «ножками Буша». И вот развитием птицеводства начали заниматься небольшие крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели. И вот результат: с прилавков почти исчезли «ножки Буша». На их месте появились птичьи тушки местного производства – произошло в этом секторе розничного рынка почти полное импортозамещение белого, то есть птичьего мяса.

Но, на мой взгляд, полностью заменить импорт заморских продуктов помогут крупные сельскохозяйственные организации. Только нужна высокая организованность. Тут в республике имеются позитивные примеры. За девять месяцев текущего года в крупных сельскохозяйственных организациях производство мяса всех видов (в живом весе), по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, увеличилось в 1,5 раза, молока – в 1,59 раза. Поголовье крупного рогатого скота за анализируемый период увеличилось на 33,8 процента, а овец и коз – на 45,8 процента. Имеются районы, где за девять месяцев т.г., по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, объемы производства мяса и молока увеличились в 2-3 раза. Такие позитивные результаты в основном достигнуты за счет повышения продуктивности животноводства. Но нет основания для самоуспокоения. В нашей республике по-прежнему значительно ниже продуктивность животноводства.

Так что способ достижения высокой степени продовольственной безопасности прежний – грамотное хозяйствование.
 

Источник: http://www.dagpravda.ru/?com=materials&task=view&page=material&id=14091

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *