Экономика на периферии

Так уж получилось, что тренд, который задали федеральные власти при разговоре о социально-экономическом развитии СКФО, и Дагестана в частности, сводится к таким словам, как «инвестиции», «кластеры», «туризм», «точки роста», «стратегия» и так далее. Такая риторика, конечно же, приветствуется.

Пять раундов аплодисментов и всеобщее одобрение. Все эти экономические термины и определения подходят категорически. Как и те, которыми эксперты обозначают причины пробуксовки дагестанской экономики: коррупция, клановость, социальная необеспеченность и неравенство, а также куча других нехороших слов. Но это не последнее, о чем можно и нужно говорить.

Как-то забывают при разговорах об «экономиках» упомянуть о том, что не только лишь развитие отраслей — главный показатель роста экономики, но и то, как развивается территория республики — планомерно или нет, с перекосом ли в сторону столицы, сколько вообще городов в республике (регионе), растут ли их показатели или все свелось к одному-двум городам, которые стабильно выступают в «высшей лиге», а остальные городишки плетутся в конце турнирной таблицы без шанса на повышение в классе.

Недобор

Существуют следующие группы городов: до 50 тысяч человек — малые города, 50—100 тысяч человек — средние, 100—500 тысяч человек — крупные, 500 тысяч и выше — крупнейшие и города-миллионеры.

В Дагестане складывается следующая картина — 10 городов, 20 поселков городского типа, 701 сельская администрация, всего 1610 сельских населенных пунктов, из них 45 заброшено. Из дагестанских городов к крупным можно отнести только три города: Махачкалу (460 тысяч), Хасавюрт (135 тысяч), Дербент (125 тысяч). Остальные являются средними и малыми городами.

Такая картина является не самой перспективной для развития экономики. Фактически вся экономическая жизнь сосредоточена в крупных городах, а если быть точнее, то в Махачкале. Другие же города (и некоторые районы) должны быть не только придатками и поставщиками трудовых ресурсов, но и реальными точками экономического роста. Для развивающейся экономики десяти городов (некоторые из которых, чего кривить душой, городами можно назвать с натяжкой) маловато. К примеру, в Ставропольском крае, при примерно одинаковом с Дагестаном количестве населения, — 19 городов. Имея такое количество жителей в республике, можно только недоуменно пожать плечами: почему у нас только десять городов, а не больше?

Мал золотник, да дорог

А дело в том, что вся жизнь республики перетекает в столицу, обескровливая другие города и районы. И причина этого — не только извечный поиск лучшей жизни, но и эффект большого города, где по сложившейся практике находится центр всего того, что только возможно.

Кроме того, большие города представляют собой не что иное, как многофункциональные хозяйственные комплексы, где сосредоточены практически все трудовые ресурсы и предприятия, которые обеспечивают высокую отдачу (в области строительства, торговли и прочего). Именно поэтому в таких городах сконцентрировались все существенные финансовые потоки. И это в свою очередь в большей степени привлекает инвесторов, цель которых — выгода здесь и сейчас. Куда уж тут маленьким городам. Поэтому малые города все отстают и отстают, а большие города (таких у нас де-юре — три, а де-факто — один) развиваются. Поэтому малые города не способны к автономному развитию и вклад их в социально-экономическое развитие Дагестана (чего так хотят Дмитрий Медведев, Александр Хлопонин и Магомедсалам Магомедов) мал.

Поэтому в малые города (инвестиционные проекты на их территории) не вкладывают большие деньги, и они становятся бесперспективными для новых производств, а тут еще низкая платежеспособность населения и расходы, превышающие доходы бюджета. В общем, финансовая зависимость.

Проблем у малых городов хватает. К ним можно добавить низкий технический уровень тех производственных объектов, которые еще остались, слабое использование местных ресурсов и возможностей (более 30% малых городов в России располагают значительными рекреационными ресурсами, а используют их лишь 2%), исчезновение самобытных производств, основанных на широком вовлечении своих минерально-сырьевых, сельскохозяйственных и других ресурсов, рост безработицы, отток населения в большие города, диспропорции в развитии производственной и непроизводственной сфер, ограниченный перечень мест, где можно трудоустроиться, и прочее. Как говорится, список можно продолжать.

Наверное, поэтому что-то большое и масштабное сейчас не получится в таких городах. И если вернуть внимание (а это сделать нужно) к периферии, то делать акцент необходимо не на проекты по всем фронтам, а на чем-то одном, что могло бы кормить город, развивать его и приносить пользу всей республике. Например, разделить города на те, у которых более развиты промышленность и промышленные функции, сельское хозяйство, рекреационные функции и прочее. Малые города и районы нуждаются в новой системе экономических отношений, где им будет отводиться более существенная роль.

О важности развития малых городов (которых в России 90%) задумались и на федеральном уровне. Только пока все эти рассуждения сводятся к созданию двадцати так называемых агломераций взамен 83 субъектов РФ. То есть фактически речь идет о слиянии мегаполисов не только с пригородами, но и с ближайшими к ним городами и областями.

Проблема малых городов не нова. Ее пытаются решить. Но делают это в основном по старинке — вкачивая деньги и поддерживая на плаву. Так, например, согласно ФЦП «Юг России (2008—2013 годы)» общий объем финансирования мероприятий, направленных на решение острых проблем в социальной сфере в отдельных районах и муниципальных образованиях Дагестана, составит 7051 млн рублей, из них средства федерального бюджета — 5915 млн рублей, средства республиканского бюджета — 1136 млн рублей.

В бюджет республики также заложены траты на социально-экономическое развитие районов и городов Дагестана. В частности, в 2009 году только на мероприятия по развитию инфраструктуры районов и городов было потрачено 1477 млн рублей, а в 2010 году это же дело обошлось в 1606 млн рублей. При этом в понятие «инфраструктура» в основном входили такие мероприятия, как ремонт (строительство) школ, спортзалов и больниц. И все. И пойди потом разбери, что входило в сейсмоусиление школы №2 в Избербаше, которое обошлось в 10000 тысяч рублей, и какие берегоукрепительные работы в районах (в каких именно, тоже не указано) были проведены, хоть на это и затрачено 66500 рублей (данные из Закона РД «О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов»).

Решения

На наш взгляд, для развития малых городов и активной интеграции их в экономическую жизнь республики необходимо:

1) пропорциональное развитие малых и больших городов. Даже, к примеру, с возможностью создания инвестиционного фонда для развития малых городов, средства из которого будут сугубо целевыми;

2) определить приоритетные направления развития городов;

3) дать большую (ударение на первый слог) финансовую самостоятельность;

4) разобраться с правовым статусом земель (в основном частных и муниципальных), чтобы не осталось земельных вопросов, которые провоцируют конфликты и являются очагами напряженности (как это было, например в Красноармейске);

5) развивать узкоспециализированные производства (диверсификация экономической базы);

6) развивать центры отдыха и туризма.

Комплекс этих мер, на наш взгляд, может дать результат. Малые города должны не вымирать, а быть дополнительной экономической базой для региона.
 

Источник: http://www.ndelo.ru/one_stat.php?id=3764

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *