Андалал

В истории района есть незабываемые страницы XVIII в. Жители многих селений объединились в «Андалальский вольный союз» — для своего времени образец демократии, взаимопомощи и справедливости.

Андалал, как самоуправляемая гражданская община, по своей сути основывался на союзе вольных граждан, объединенных в джамааты (общества), напоминавшие демократические древнегреческие полисы. Джамаат состоял из тухумов (родов), совместно проживавших на территории одного населенного пункта, обладавших частной земельной собственностью всех ее полноправных членов – граждан. Вместе с этим все граждане обладали правом пользования общинной собственностью – пастбищами, лугами, лесом и т.д. Каждый джамаат обладал собственными законами.
Кодекс (свод законов) Андалальского вольного общества, состоящий из 69 пунктов, в предисловии к нему объявлялся всеобщим для союза, но один из пунктов гласил: «Каждое селение будет руководствоваться своими адатами». Адаты (законы) охватывали практически все стороны социально-политической организации общин и их союзов, за исключением тех положений, которые регулировались шариатом, и в случае спорности вопроса, он однозначно решался по шариату. Каждый член общины обладал четко выраженными правами и обязанностями, наиболее важная из которых – соблюдение всех норм шариата и адата.
Однако, правами граждан обладали не все, проживающие в общине, например наемные работники, беглецы, гостившие. Джамаат придавал большое значение сохранению своих прав вольного общества, в том числе и территориальной целостности – защита территории в случае военного нападения, защита прав любого гражданина Андалала, вне территории, возвращение угнанных общественных стад или собственности андалальца, являлась прямой обязанностью всех ее членов: «С того, кто не примет участия в тревоге, взыскивается штраф в размере быка», — гласил один из первых пунктов Свода законов Андалальского общества. Все вопросы, будь то семейно-брачные, кровные, отходили на второй план перед интересами джамаата, если касались нескольких важных пунктов: защита территории, обеспечение политической свободы общества, равноправия всех джамаатов и граждан. Один из законов гласит: «Если кто из наших больших селений учинит насилие над нашим малым селением, то все остальные селения нашего общества придут на помощь малому селению».

В состав Андалала входили джамааты селений: Согратль, Шангода, Обох, Мегеб, Ругуджа, Чох, Кудали, Кегер, Силта, Салта, Шулани, Унтиб, Хиндах, Хоточ и несколько непостоянных селений.
Управление в нем было таким же, как и в сельских общинах, но здесь более видную роль играл Кади (президент) – должность выборная. В Андалальском «вольном обществе» кадия избирали общим собранием представителей сел Андалала в урочище «Руккладух» (близ Чоха).

Как самостоятельное политическое образование, Андалальский союз придавал огромное значение сохранению своего суверенитета. Свой свод занондв он начинал с постановления, касавшегося военной охраны земель: "Если одно из андалальских селений не примет участия в тревоге, то с жителей его взыскивается штраф 100 баранов", — никто не имел права уклоняться от воинской обязанности.
Для обсуждения вопросов, касавшихся всех джамаатов, ежегодно на одном из традиционных мест, обычно в урочище "Руккладух" (близ Чоха), созывался общесоюзный съезд Андалала. На съезд прибывали полномочные представители власти сельских обществ, входящих в союз: члены Совета старейшин, дибиры, так же главы наиболее почетных и авторитетных тухумов. Голосование, как и на сельском сходе, проводилось расхождением присутствующих в противоположные стороны. И, если исход голосов на сельском сходе зависел от позиции влиятельных членов джамаата, то на общесоюзном сходе главенствующую роль играли крупные и сильные общества — Согратля, Чоха, Ругуджи.

Основными видами деятельности населения Андалала были овцеводство, торговля, ремесленное производство. Хотя в джамаате главное богатство представляла земля, ее экономическую мощь создавали торговля и развитое овцеводство, которые в силу различных исторических условий, с конца XVIII в. начинают приобретать в экономической и политической жизни общины ведущее значение. Джамаат, как общественный организм, представлял собой коллективный союз общинников, спаянный социо — нормативными установками, выработанных веками и упроченный отношениями единого хозяйственного механизма. В частности — развитого овцеводства, которое базировалось на отгонной системе. Ее суть заключалась в перегоне овец весной в горы, на альпийские пастбища, а осенью на зимние пастбища — шамхальские земли. Эта система была сопряжена с определенными трудностями: надо было арендовать зимние пастбища, нанимать большое количество работников и т.д. Все это требовало средств и коллективного труда. С этой целью и происходило объединение.
После вхождения Дагестана в состав Российской империи, нарушились торговые пути, проходившие через Андалал, а новое административное деление предполагало удобство управления и контроля за горными территориями со стороны имперских властей, в связи с чем управление было перенесено в крепость Гуниб, расположенной на горе Гуниб, с которой обозревается весь Андалал, и который сам по себе является природной крепостью. В связи со строительством Гунибской крепости, маленькое ранее селение Гуниб, начало затем быстро развиваться и превратилось в административный центр Гунибского округа дагестанской области.
 

Источник: http://www.gunib.ru/history.php

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *