Рамазан Нагиев: «Молодежь моментально чувствует фальшь»

Кизлярский филиал Санкт-Петербургского инженерно-экономического университета (ИНЖЭКОН) вполне заслуженно считается лучшим высшим учебным заведением Северного Дагестана. Руководитель филиала находится в постоянном творческом поиске новых, более совершенных и эффективных форм и методов работы

 Это очень ценное качество для любого руководителя, а уж если речь идет о руководстве молодым коллективом научных работников, то тут, как говорится, сам Бог велел. Секретами успеха вуза с корреспондентом РИА «Дагестан» делится директор Кизлярского филиала Санкт-Петербургского инженерно-экономического университета Рамазан Нагиев.

— Старые здания, прослужившие в годы становления филиала, были разрушены и на их месте возведены новые учебные корпуса, в которых учтены все современные требования к учебному процессу. Технические возможности кизлярского филиала СПбГИЭУ высоки. Здесь не говорят о необходимости модернизировать учебный процесс, а на самом деле оснащают кабинеты необходимым компьютерным оборудованием, подключаются к Интернету, участвуют в телеконференциях головного вуза.

Филиал Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета в городе Кизляре по праву считается одним из ведущих филиалов ИНЖЭКОНа с прекрасной материальной базой и высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом. За более чем десятилетнюю историю сотни выпускников филиала успешно работают в республике и за его пределами.

— Рамазан Нагиевич, расскажите вкратце о сегодняшних буднях Кизлярского филиала СПбГИЭУ.

— Филиал Санкт-петербургского университета в Кизляре был открыт в 1997 году. Если говорить о достижениях филиала за этот относительно небольшой промежуток времени, то скажу коротко: нам есть чем гордиться. За этот период мы смогли наладить учебный процесс на достаточно высоком уровне, создать прекрасную материальную базу. Если при открытии филиал располагался в одном небольшом арендованном здании, то сегодня, спустя 13 лет, у нас имеются три собственных учебных корпуса, спортивный комплекс, вычислительный центр, восемь компьютерных классов. На днях состоялось открытие студенческого ресторана-столовой. Теперь студентам нет необходимости стремиться уходить с занятий пораньше, чтобы заблаговременно занимать места в столовой. Регулярно проводятся круглые столы с участием студентов и приглашенных лиц на самые разные темы. Недавно завершились ремонтные работы в новых помещениях, которые переоборудованы под специальный зал круглого стола и зал судебных заседаний для юристов, другими словами – юридическая лаборатория. 13 ноября состоится первый круглый стол в новом зале.

Кафедры, лаборатории, деканат – все соответствует самым высоким требованиям. Мы поддерживаем дружеские отношения с Северо-Кавказским филиалом Российской правовой академии, проводим совместные научно-практические конференции, олимпиады по юридическим дисциплинам. Подобные мероприятия проходят с участием всех вузов республики, готовящих юристов, в том числе и ДГУ. Не скрою, я горжусь тем, что наши студенты там стабильно занимают очень высокие места и делят пальму первенства со студентами Правовой академии.

— Для каких конкретных учебных целей может быть использована судебная (юридическая) лаборатория?

— Мы очень часто используем в учебном процессе такую форму обучения, как деловые игры. Во время деловых игр студенты выступают в разных ипостасях: в роли судьи, прокурора, адвоката или пострадавшего. Для них это не простое развлечение: приходя на работу, вчерашние студенты должны быть подготовлены к ней, а деловые игры позволяют им получить определенные практические навыки. Так что можно говорить о том, что подобная форма обучения позволяет приобрести бесценный опыт. В судебной лаборатории предусмотрены все атрибуты настоящего судебного зала: кресло судьи, столы прокурора, адвоката и места для людей, присутствующих на судебном заседании. Студенты, которые представляют в деловых играх судью и представителей сторон обвинения и защиты, должны чувствовать себя в роли этих людей.

— То есть юристы уже со студенческой скамьи должны быть психологически готовы к тому, что станут публичными людьми?

— Совершенно верно. Ставшая уже постоянной практика проведения круглых столов и регулярное участие в республиканских научно-практических конференциях тоже благотворно влияет на наших студентов: мы таким образом готовим их к публичности – как ни крути, юристы – это публичные люди. На подобные мероприятия мы не жалеем ни средств, ни времени – как правило, отправляем по 30-40 человек.

— Кроме наработки навыков публичности, какая цель преследуется при организации круглых столов и научно-практических конференций?

— Познавательная. Очень важно, чтобы тематика конференций и круглых столов была самой разной. Там должны подниматься вопросы, касающиеся важных аспектов общественной жизни и деятельности государства. К примеру, роль Следственного комитета, который еще недавно был при прокуратуре. Какие изменения произошли с отделением Следственного комитета от прокуратуры и превращением его в самостоятельную структуру? Что стало лучше, а что – хуже. Причем желательно, чтобы и мнения звучали самые разные. В обсуждении за круглым столом студенты участвуют не только вместе с профессорами, преподавателями, опытными юристами, но и наравне с ними. Сейчас актуальным является вопрос преобразования милиции в полицию. Это тоже очень хорошая тема для обсуждения. Интересные дискуссии случаются при обсуждении экономических проблем. На подобных мероприятиях студенты учатся полемизировать, не стесняться высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение. Для этого у нас созданы все необходимые условия.

— Обучение в вашем филиале проходит на платной основе. Значит, проблем при поступлении у абитуриентов не возникает? Все, у кого аттестат в порядке и имеется сертификат о сдаче необходимых ЕГЭ, зачисляются в СПбГИЭУ?

— С гордостью могу рассказать и еще об одной нашей традиции. Во время вступительных экзаменов я подхожу к ожидающим результатов родителям и прошу их не волноваться со словами: «Сегодня я вам скажу то, о чем не говорят ни в одном учебном заведении: все, у кого мы приняли документы и вызваны на собеседование, будут зачислены. Вам нет необходимости здесь стоять. Но проблемы могут начаться с 1 сентября, если вы посчитаете, что теперь с вас снимается вся ответственность. Если у ваших детей не будет серьезного отношения к учебе, то после первой же сессии они могут остаться за бортом университета».

Не секрет, что в школе многие привыкли относиться к учебе спустя рукава и продолжают также поверхностно относиться к посещаемости, получению знаний и аттестации, уже став студентами. А ведь одно вытекает из другого. Аттестация – это проверка практических знаний студентов. Если они успешно сдают все три аттестации в ходе семестра, то зачет они получают автоматически. В противном случае студенты должны отрабатывать темы, которые по разным причинам были пропущены. Не отработает – не получит зачет. Не получит зачет – не будет допущен к экзаменам. Это цепочка.

— Какова гарантия того, что при сдаче зачетов будет соблюдаться объективность со стороны преподавателей?

— А вот чтобы объективность была максимальной, экзамены проводятся письменно с участием представителя деканата, преподавателя и ассистента. Во-первых, если студент ничего не написал, то ни один преподаватель не сможет поставить оценку. Во-вторых, если со стороны преподавателя была необъективность, то он может затребовать свою работу, чтобы ее мог оценить независимый эксперт.

Еще при приеме на работу я объясняю преподавателям: вы пришли сюда работать — я вам создаю все условия, чтобы вы могли развиваться. Нужно поступить в аспирантуру? Это моя забота – вам окажут помощь, и вы достойно сможете защититься. Это ваш хлеб на всю жизнь. И второе: я вам доплачиваю 5 тысяч рублей к зарплате как стимулирующую часть. Это делается для того, чтобы вы не опустились до уровня, чтобы брать у студента 300, 500 или 1000 рублей. Если преподаватель берет у студента деньги, то тот перестает видеть перед собой преподавателя. А если преподаватель упал в глазах студента, то ему лучше не заходить в аудиторию. К сожалению, мздоимство сегодня распространено во многих высших учебных заведениях Дагестана. Почему мы слышим, что во время вступительных экзаменов и сессий в вузах творится беспредел?! А ведь это во многом зависит от преподавателей и организации работы администрацией того или иного вуза.

Хорошо. К примеру, я возьму один рубль. За мной каждый преподаватель – а их у нас больше 100 человек – тоже возьмет по рублю. Но потом все будут говорить, что взял Нагиев, потому что они работают у меня. Нужно ли мне пачкаться об этот рубль, чтобы моим именем козыряли, говоря, что я взял 101 рубль?! Поэтому я этого не сделаю и остальным говорю: «Пожалуйста, хотите работать – работайте. Не устраивают вас мои условия – идите в другое место».

— Значит, проблема взяток в санкт-петербургском университете сведена к минимуму?

— Это исключено, потому что так организована работа, хотя каждого за руку не поймаешь…хотя бы потому, что я прикрыл все возможности для этого. Помните, как бывало в прежние времена: заочники идут домой к преподавателю и получают оценки. У нас это не практикуется – даже пересдача других экзаменов производится здесь, в определенный день и в письменной форме, в присутствии других преподавателей. Потом все эти работы хранятся у заместителя директора, и любую работу опять же можно затребовать для проверки подлинности выставленной оценки.

— А с другой стороны, казалось бы, что такое 5 тысяч к зарплате даже в условиях маленького Кизляра?! Чтобы отбить желание брать взятки, нужно предложить преподавателям действительно выгодные условия…

— Согласен с вами. Те, которые рассчитывали на этом разжиться, вынуждены уходить нас. Остаются люди порядочные, для которых понятия «порядочность» и «честность» стоят на первом месте. А для таких людей я тоже стараюсь создавать условия, естественно, по мере возможности. Вот заведующий кафедрой, к примеру, получает 9 тысяч за работу в этой должности, плюс 5 тысяч, которые добавляются всем, и, кроме того, зарплата преподавателя. Согласитесь, это уже неплохо. Если ты имеешь научную степень кандидата наук, полагается еще 3000, доцент – еще 1,5 тысячи. Немаловажно еще и то, что есть возможность расти в профессиональном отношении. Все это не может не стимулировать, особенно в таком маленьком городе, как наш Кизляр.

— Мне довелось окончить университет еще в советское время. Приходя к вам, я ловлю себя на мысли, что здесь царит уже позабытая атмосфера творчества, прикосновения к тайне, к чему-то новому. Как Вам удалось в наше холодное циничное время создать эту особую ауру?

— Я вам так отвечу. Все зависит от подхода к людям, а главное условие – требования ко всем должны быть одинаковые, независимо от того, чьи они дети и какой у каждого размер кошелька. Никаких субъективных факторов. На первый курс к нам приходят около 80 студентов на одну специальность. На пятом – остается 15-20 человек. За это время уходят все случайные люди.

— Почему они уходят?

— Выпускники дневного отделения – это лицо учебного заведения. Дело в том, что многие приходят с осознанием того, что у их родителей есть деньги, как сейчас принято говорить, «есть спина», то есть знакомые, которые поддержат и договорятся с Нагиевым. Такие люди и сами не хотят учиться, и мешают тем студентам, которые пришли к нам за знаниями. А зачем они должны мешать тем, кто платит деньги за то, чтобы получить реальные знания. Родителям таких ребят я объясняю, что нам такие студенты не нужны – они только портят имидж нашего филиала, который мы упорно зарабатывали все эти годы. В конечном итоге, такие студенты либо переводятся на заочное отделение, либо забирают документы, видя, что с ними никто здесь не будет цацкаться.

Мы даем студентам реальные знания, создаем все условия для их получения и вправе требовать от них отдачи. Созданы условия, которые ничуть не хуже, чем в головном вузе в Питере. У нас имеются три зала – два актовых и читальный, где установлено оборудование, по которому студенты слушают лекции, проводимые лучшими профессорами головного вуза в режиме он-лайн. Для этого филиал подключен к Транстелекому выделенной линией для подключения к высокоскоростному Интернету, за которую мы платим ежемесячно 80 тысяч рублей. Нигде такого нет. Я это заявляю как человек знающий: наших преподавателей включили в комиссию по аккредитации вузов министерства образования России. Я не слышал, чтобы преподаватели филиалов становились экспертами при аккредитации вузов. В частности, были среди экспертов при аккредитации Дагестанского государственного технического университета и Северо-Кавказского филиала Российской правовой академии.

— Лекции по каким предметам ваши студенты слушают в режиме он-лайн? Это какие-то очень важные, основополагающие курсы или разделы? Понятно, что весь учебный процесс не может быть организован в дистанционном режиме.

— Нет, конечно. Только по ведущим дисциплинам. Для этого мы подключаем лучших ученых головного вуза. Таковы требования сегодняшнего времени: даже президент России говорил о таком количестве филиалов по всей стране, что просто невозможно обеспечить их квалифицированными преподавательскими кадрами. Но есть возможность наладить рабочий процесс таким образом, чтобы и высокую планку головного вуза не опускать, и иметь возможность готовить специалистов в уездных городах.

Более того, за нашим филиалом в головном вузе закреплены пять докторов наук, профессоров, которые регулярно приезжают к нам и преподают те дисциплины, которые мы не можем или не хотим «закрывать» своими преподавателями. Мы могли бы им предоставить такую возможность или приглашать людей из Махачкалы, но не делаем этого. Наш филиал не имеет права опускаться ниже определенного уровня, поэтому мы стараемся держать высокую планку, заданную головным вузом.

По территории, качеству знаний и оснащенности всем необходимым мы сегодня не уступаем многим ведущим вузам республики, а среди филиалов уверенно занимаем первое место. У СПбГИЭУ есть и другие филиалы, но ни в одном, во-первых, из них нет таких условий, как у нас; а во-вторых, нет такой низкой платы за обучение. На юридическом факультете плата за обучение за один год составляет 28 тысяч рублей, а на экономическом – 24. А в других филиалах – 60 тысяч рублей на юридическом факультете и факультете прикладной информатики, 52 тысячи – на экономическом. Как видите, оплата меньше в разы.

— Расскажите, пожалуйста, подробнее о преподавательском составе. В филиале ведь достаточно местных специалистов?

— Ежегодно 2-3 человека защищают диссертации на соискание научной степени в Санкт-Петербурге. Мы оставляем преподавателями лучших своих выпускников, направляем в аспирантуру, оплачиваем командировочные, устраиваем в общежитие. Стараемся создать все условия для профессионального роста своих преподавателей.

— Каковы преимущества балльно-рейтинговой системы?

— При балльно-рейтинговой системе преподаватели должны проявлять инициативу – не просто отбывать номер, выполнив свои прямые обязанности. Сюда входит и организация кружков, подготовка студентов к участию в научно-практических конференциях с докладами, которые должны быть включены в сборники российского и международного масштабов, написание монографий, электронных книжек по своей дисциплине. Сегодня наш филиал – не то учебное заведение, которое заботится только о том, как бы кем-то «закрывать» те или иные дисциплины. Мы же акценты расставляем несколько иначе, чем еще несколько лет назад, потому что за прошедшие годы создали неплохой фундамент и теперь функционируем как полноценное учебное заведение, где должны быть и наука, и методическая работа. Здесь уже кипит своя внутренняя жизнь. В условиях новой системы оплаты труда я могу требовать большей отдачи от всех своих сотрудников. И здесь не может быть ответов типа: «Я не гонюсь за большой зарплатой, поэтому не буду нагружать себя дополнительной работой». В таком случае я уже буду ставить вопрос о несоответствии занимаемой должности.

— В одно время на сцене гремела и команда КВН вашего филиала.

— Наша команда участвовала в питерской лиге и даже победила команду головного вуза, которая сейчас выступает в премьер-лиге. Потом наши ребята вышли в финал и должны были выступать на фестивале в Сочи, но на поездку не нашлось денег. Они были трехкратными чемпионами и дагестанской лиги КВН. У меня даже были предложения от спонсоров о финансировании нашей команды КВН, но с условием, чтобы она выступала за другой город. Пришлось отказаться – мы же патриоты Кизляра.

Сейчас в Петербурге проходит международная олимпиада, в которой участвуют три наших представителя: два студента и преподаватель. Недавно в Сочи две наши студентки стали чемпионками России по ушу-саньда. А последний успех – наша команда стала победителем городского турнира по футболу. Работают вокальный и танцевальный кружки. Я все это перечисляю к тому, что все условия для студентов так же, как и для преподавателей, здесь созданы. Вы можете назвать мне учреждение, где есть такой же спортивный комплекс, как у нас? А если есть условия, значит, мы можем требовать результатов и рассчитывать на такую же отдачу.

— Впечатляют дисциплина и порядок, которые царят в Кизлярском филиале. Это сразу бросается в глаза. В чем секрет такого трепетного отношения студентов?

— Я как-то заходил в туалет одного высшего учебного заведения в Махачкале, и от увиденного мне стало стыдно. А вы зайдите в наш туалет! У вас создастся впечатление, что его только вчера открыли. Чтобы добиться такого отношения, нужно менять психологию, проводить воспитательную работу как среди студентов, так и преподавателей. Сегодня мы разрабатываем балльно-рейтинговую систему оценки труда преподавателей, по которому за нарушение рабочего режима (опоздание, невыход на работу) с каждого снимаются баллы. Если преподаватель сам имеет привычку опаздывать, то как он может требовать от студентов, чтобы они приходили вовремя? А с другой стороны, есть хорошая поговорка: семеро одного не ждут. Почему 30-40 студентов 15-20 минут должны ждать одного преподавателя? Это прогул, а за прогул увольняют с работы. Поэтому двойных стандартов в требованиях к преподавателям и студентам не должно быть. Молодежь моментально чувствует фальшь и адекватно на нее реагирует. Поэтому руководитель с самого первого дня должен предъявлять четкие и одинаковые требования ко всему коллективу без исключения.
 

Источник: http://www.riadagestan.ru/news/2010/11/14/105694/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *