ЖКХ и Зазеркалье

«Чтобы оставаться на месте, нужно бежать очень быстро. Для продвижения вперед нужно бежать вдвое быстрее». Эти слова из сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране Чудес» очень подходят к экономике региона, которую хлопонинская бригада вознамерилась поднимать из-под плинтуса. И тем более они уместны, если говорить о ЖКХ и тарифной политике государства. По большому счету, эти три страшные буквы — ЖКХ — зеркальное отражение происходящего на макроуровне экономики региона.

 Все было бы не так страшно, как оно есть на самом деле, будь впереди не туман неопределенности на неограниченное время, а хоть какой-то просвет. Ну или Белый Кролик, как в той же «Алисе…», который бы лукаво показывал на часы и торопил государство с развитием инфраструктуры ЖКХ. Но такого кролика нет. И износ инфраструктуры с каждым годом увеличивается на 2% и на сегодняшний день составляет примерно 60—70% от всех основных производственных фондов.

Связи

Какая связь между тарифами на жилищно-коммунальные услуги и износом инфраструктуры ЖКХ? Самая что ни на есть непосредственная. Дело в том, что государство закладывает в тариф не только стоимость потребленной вами услуги (будь то электроэнергия, холодная или горячая вода), но и составляющую на эксплуатацию жилищно-коммунальных систем (теплосети, электросети и т. п.), а также их ремонт. Более того, помимо этого в тарифе предусмотрена и так называемая инвестиционная составляющая (подключение к сетям и прочее). Иначе говоря, включая в тариф все это, государство вынуждает жильца финансировать то, что априори должно финансировать само государство либо многочисленные коммунальные структуры (ОАО), которые зачастую аффилированы с властью (различного уровня), — ремонтировать коммунальные сети, повышать производственные мощности, ликвидировать последствия амортизации основных производственных фондов и многое другое. И делает все это за наш счет. А где тогда социальная защита населения?

Осторожно: много цифр!

Почему так происходит, понять не сложно. ЖКХ — это огромная махина. Представьте, что сейчас она очень стара, шестеренки ее давно не смазывали — и она крутится по инерции, очень медленно. Ее то тут, то там немного смазывают машинным маслом, чтоб она не встала окончательно, и только лишь. На другое не хватает ни времени, ни сил, ни денег. А на такую огромную махину денег нужно очень много. А взять их неоткуда. Система ЖКХ не получает тех денег, которые нужны для модернизации системы ЖКХ и обновления коммунальной инфраструктуры.

А если и те деньги, которые выделяются, теряются где-то на полпути? Это ведь не таблетка с надписью «Съешь меня», после которой Алиса стала расти как на дрожжах и стукнулась головой об потолок. Тут немного другие реалии.

Парадокс заключается в том, что государство, переложив на население обязанность фактически 100%-но финансировать ЖКХ (ликвидация перекрестного субсидирования, полная оплата ЖКУ и прочее), при этом оставило за собой право формировать тарифы на федеральном, региональном и муниципальном уровне. А теперь государство повышает тариф (в частности, на электроэнергию) до «экономически обоснованного уровня», динамика повышения которого оговорена в соглашении между нашей республикой, Мин-энерго и Федеральной службой по тарифам России. В частности, с 1 января этого года электроэнергия (для городского населения) стала стоить 1,53 рубля за кВтч. Цена на природный газ тоже выросла: на 7,5% с 1 января и на 13,9% с 1 апреля 2010 года. Рост наблюдается и по другим коммунальным услугам — водоотведение, водоснабжение, утилизация ТБО и прочее.

Это плата за коммунальные ресурсы. А ведь есть еще и плата за техприсоединение, и это вообще непосильное бремя для «частников». Да и для некоторых государственных (муниципальных) контор тоже. Например, стоимость подключения к системам водоснабжения и водоотведения ОАО «Махачкалаводоканал» для потребителей города установлена в следующих размерах: водоснабжение — 194640 рублей за 1 кубометр воды в час (без учета НДС); водоотведение — 131905 рублей за 1 куб отводимых сточных вод в час (без НДС). А ставки платы филиалу ОАО «МРСК Северного Кавказа» — «Дагэнерго» за технологическое присоединение заявителей к смежным сетям: для ОАО «Махачкалинские горэлектросети» — 2066,2 руб./кВт, для МУП «Каспийские горсети» — 1838,6 руб./кВт, для ОАО «Кизлярские горэлектросети» — 2729,8 руб./кВт.

Цифры внушительные. А если сюда еще приплюсовать траты на поддержание сетей в нормальном состоянии, зарплату работникам и другие расходы, то станет понятно, почему в коммунальном мире все так сложно и почему ежегодно повторяются финты с отключением электроэнергии, бастующими жильцами домов и коммунальщиками, валящими вину друг на друга и на зиму.

Кто-то где-то своровал, кто-то где-то не заплатил — и получился коммунальный коллапс. И сколько ни кричи истошно: «Голову с плеч!» — мало что поменяется. И новости типа «задолженность организаций коммунального комплекса республики перед ООО «Кавказрегионгаз» на 22 июня 2010 года превышает 381 млн рублей. Наибольшую задолженность имеют теплоснабжающие организации Махачкалы: ОАО «Махачкалатеплоэнерго» — 262,01 млн рублей и ОАО «Махачкалатеплосервис» — 46,82 млн рублей» будут появляться с завидной регулярностью.

Так кто тут Бармаглот?

Вот и выходит, что освободить население от двойной платы в виде стоимости полученной услуги и заложенной в тариф «денежки» на поддержание коммунальных сетей — для государства сейчас непозволительная роскошь. Пусть Дагестан и является республикой, у которой есть все для того, чтобы обеспечивать себя, к примеру, электроэнергией. А когда проверка Генпрокуратуры РФ выявляет, что тарифы на электроэнергию в Дагестане (и в ряде других кавказ-ских республик) необоснованно завышены и устанавливались произвольно, в нарушение закона, то становится совсем как-то уж обидно. Так, например, в прошлом году дагестанцы переплачивали 28 копеек за 1 кВтч. Тут не до улыбки Чеширского Кота. Тут впору назначать «бравный день» и как минимум очень громко возмущаться.

Некоторые эксперты отмечают, что официально (то есть на бумаге) направленность тарифной политики определяется необходимостью модернизации инфраструктуры всех сетей (электрических, тепловых и т. д.) ЖКХ, необходимостью привлечения инвестиций в ЖКХ и (та-да-да-дам!) необходимостью сдерживания темпов роста тарифов на ЖКУ.

На наш взгляд, проводимая сейчас тарифная политика взаимоисключает все эти пункты. И самое интересное, что тарифы будут расти и впредь. Потому что: инфляцию никто не отменял; продолжится рост цен на бензин, газ и другие сырьевые продукты; при огромной доле коррупции и нецелевом расходовании средств, направленных на ремонт и поддержание коммунальных сетей, их износ будет увеличиваться, а следовательно, будет расти и тариф. Да и с каждым годом коммунальных ресурсов потребляется все больше и больше.

Вот такой пессимизм. Конечно, не хотелось бы заканчивать статью так мрачно. Это не по правилам. Нужна ведь надежда. А посему хотелось бы сказать, что все эти проблемы в ЖКХ преодолимы. Но для этого нужно, чтобы совпало многое: открытость процедуры тарифообразования, привлечение в ЖКХ частного бизнеса, установление тарифов на несколько лет вперед (плановость), совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг, в том числе через установление повышенных тарифов на сверхнормативную площадь жилья и сверхнормативное потребление коммунальных услуг, устранение коррупции и усиление здорового контроля за ЖКХ со стороны контролирующих органов. Будем надеяться, что Хлопонину и Ко это по плечу и местных неплательщиков заставят платить по счетам. И тогда уж мы станцуем «джигу-дрыгу» так, что даже Безумный Шляпник позавидует…
 

Источник: http://www.ndelo.ru/one_stat.php?id=3544

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *