В Махачкале открылась первая персональная выставка известного дагестанского фотохудожника Амина Чутуева

Среди многих имён выдающихся деятелей культуры, оставивших нам, потомкам, своё духовное наследие, необходимо вспомнить и назвать имя замечательного дагестанского фотохудожника Амина Чутуева.

 

Среди многих имён выдающихся деятелей культуры, оставивших нам, потомкам, своё духовное наследие, необходимо вспомнить и назвать имя замечательного дагестанского фотохудожника Амина Чутуева. Прожив в сложное, противоречивое и неласковое для творческой личности время, он сумел не только освоить новую и редкую в горах профессию фотографа, но в течение многих лет профессионально и добротно в ней работать. Вместе с тем, работая в достаточно замкнутом, идеологически выверенном пространстве газетного репортажа, Амин Чутуев, благодаря своему таланту, интуиции, неукротимости творческой энергии в лучших своих работах далеко выходил из узких рамок журналистской фотографии.

Сегодня, 9 ноября, в Музее истории города Махачкалы была представлена крупнейшая фотографическая ретроспектива Амина Чутуева. Это взгляд на мир художника, владеющего языком ритмически перекликающихся визуальных образов, когда чувства выражаются с помощью фотографии и ускользают от пересказа обычным языком слов.

Открывая выставку, директор музея, автор и куратор проекта Зарема Дадаева отметила, что более 90% фотографий никогда не были даже напечатаны, и все люди видят впервые. «Это восстановление исторической справедливости. Мы слышали имя Амина Чутуева, но его снимки мы могли видеть только в газетах. Удивительный фотохудожник зафиксировал практически все стороны жизни дагестанского общества: культуру, науку, сельское хозяйство, производство замечательный пейзаж, трудовые подвиги людей советского периода. Найдя свое призвание в фотографии, Амин пришел в профессию и формировался в ней в Советское время. Впереди еще большая работа с наследием Амина Чутуева. Сотни негативов не исследованы и ждут своего времени для новых будущих открытий».

Фоторепортеры каждодневно фиксировали на своих снимках революционные преобразования, происходившие в разных уголках нашей необъятной страны. Они рассказывали о новом облике жизни городов и сел, об индустриализации и коллективизации, о складывании новой морали, о жизни молодежи, о спорте, авиации и трудовых подвигах новой страны. Фотография должна была говорить и убеждать, концентрируя в себе максимальную силу идеологического воздействия художественного образа. А. Чутуев снимал эту колоссальную энергию людей, поверивших в возможность прогресса, изменения жизни в лучшую, справедливую сторону. Он бывает в рабочих командировках по всему Дагестану. Он снимает не в студии, а там, где наиболее естественно чувствует себя его герой: в цеху — если это рабочий, в поле — если это колхозник, у мольберта — если художник.

В портретах работы Амина Чутуева сильно субъективное начало. Он не скрывает своих эмоций. Это своего рода фотографическое объяснение в любви к людям, которых он хорошо знает, о которых рассказывает в газете. С эстетической точки зрения — это блестящие фотографии. Мастерство фотографа оказалось замешанным не только и не столько на формальных приемах, сколько на глубокой внутренней романтике. Амин Чутуев тщательно освоил особенности «фотописьма».

Создавая метафору, понятную зрителю, Чутуев-репортер мастерски подбирает визуальный эквивалент с точки зрения советской эстетики. Чутуев-художник использует диагональную композицию и ракурсную съемку, находя новую, особую форму для решения пластической задачи из фотографического арсенала.

В ретроспекции представлены разные жанры, в которых работал мастер — панорамы и индустриальный пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная съемка. И всё это снято очень талантливым человеком. В своих работах он сумел удержать образы уходящей эпохи. Это стало основанием для серьезного интереса к творчеству мастера.

Амин Чутуев стал родоначальником фотографической династии. Его сын Камиль — блестящий фотохудожник, унаследовал от отца талант и любовь к Дагестану. Он бережно хранит и изучает семейные архивы. Именно благодаря Камилю Чутуеву фотографическое наследие отца, который был для него учителем в жизни и в профессии, не исчезло бесследно.

«Данная ретроспектива является результатом кропотливой обработки личных архивов Амина Чутуева, которая заняла больше двух с половиной лет,- отметил в беседе с корреспондентом РИА «Дагестан» Камиль Чутуев. – Выставка далась нелегко. Большинство фотоматериалов не только никогда не демонстрировалось широкой публике, но даже не было отпечатано. В основном это фотографии с конца 1920 по 1960 годы. Многие снимки были на стеклянных негативах, их надо было сканировать, потом переводить в цифровой формат и обработать, но помогли друзья. Очень много работ не попали на выставку. Сегодня усилиями Музея истории города Махачкалы имя моего отца заново открылось людям. Экспозиция выставки позволяет увидеть фотоработы, неизвестные прежде даже специалистам».

Своими впечатлениями от увиденного не как чиновник, а как человек искусства, как истинный зритель, поделился заместитель главы города Махачкалы Баганд Магомедов: «В чем смысл искусства, художественного или театрального? – Удивлять! – Я был удивлен. Никак не думал, что есть такой гениальный художник. Это вечность человеческого существования на земле. Я низко кланяюсь перед людьми, которые сохранили все это и нам сегодня показали».

Стоит особо отметить, что это первая персональная выставка выдающегося дагестанского фотохудожника, которая открылась лишь к 100-летию со дня его рождения. Несмотря на то, что его творчество было в основном ограничено географически пределами Дагестана, духовная составляющая его работ обширна и всеобъемлюща.
 

Источник: http://www.riadagestan.ru/news/2010/11/09/105413/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *