Судебный урок дагестанским элитам


Высшая квалификационная коллегия судей России, рекомендовав Руслана Исаева на должность председателя Верховного суда Дагестана, преподала хороший урок дагестанской политической элите: она поняла, что Москва может вот так неожиданно, из ниоткуда, назначить главой республики человека, о котором даже не думали как о претенденте.
Правила игры
Из десяти кандидатов на пост председателя Верховного суда Дагестана Высшая квалификационная коллегия судей (ВККС) выбрала главу Совета судей республики, руководителя Ленинского районного суда Махачкалы Руслана Абакаровича Исаева. Это решение было принято на заседании коллегии 22 мая.
В соответствии со ст. 6.1. закона «О статусе судей в Российской Федерации» эта рекомендация – только первый этап, дальше председатель Верховного суда РФ направит кандидатуру на рассмотрение президенту страны.
Но это по закону. Де-факто материалы попадают в специальное подразделение администрации президента России – в комиссию по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей федеральных судов.
Согласно Положению об этой комиссии, она занимается выработкой рекомендаций по назначению судей, рассмотрением представленных кандидатур и подготовкой соответствующих предложений президенту РФ «с учетом мнения» его полномочных представителей в федеральных округах. То есть в данном случае будет учитываться мнение полпреда президента в СКФО Олега Белавенцева.
Олег Белавенцев. Фото: nikvesti.com
На рассмотрение поступивших материалов комиссии отводится два месяца, а на подготовку предложений для главы государства – один месяц.
В состав комиссии входят председатель Верховного суда РФ, глава ВККС РФ, председатель Совета судей РФ, генеральный директор судебного департамента, заместители генерального прокурора, министра внутренних дел России, директора ФСБ, начальник управления администрации президента по кадрам, руководитель главного правового управления администрации президента, начальник Контрольного управления и председатель Совета по правам человека (СПЧ).
Комиссия имеет право не соглашаться с рекомендацией ВККС и отклонить предложенную кандидатуру. Считается, что во избежание такого развития событий «проходных» кандидатов заранее – перед заседанием ВККС – согласуют в комиссии.
Бывают странные случаи. Например, в 2010 году судья военного гарнизонного суда из Байконура Владимир Данилов, пройдя все проверки ВККС и специальной комиссии администрации президента, был назначен председателем Верховного суда Дагестана. Глава государства подписал соответствующий указ, но кандидат отказался от должности.
Поэтому квалификационная коллегия собралась снова, провела заседание и утвердила на пост главы дагестанского ВС «отказника» Руслана Мирзаева (его кандидатура ранее была отклонена).
Руслан Мирзаев
Что произошло на этот раз? Есть вероятность, что кандидатуру Руслана Исаева рекомендовали без предварительного согласования, понимая, что комиссию он не пройдет и Верховный суд Дагестана не возглавит, – зато будет запущен еще один отборочный круг.
На эту версию указывает то, что в поддержку Исаева высказался не сам председатель Верховного суда России, а его заместитель, причем с формулировкой «Очень сложно выбирать из такого количества претендентов».
Урок для элиты
Дагестанские политические круги привыкли строить прогнозы и участвовать в схватках за государственные посты, прибегая к связям и деньгам. Об этом знают не только дагестанцы, но и «москвичи». Мы считаем вполне нормальным обсуждать, у кого больше денег и кто сколько готов заплатить за должность, а в Москве пользуются этим и устраивают многоуровневые гонки, как можно дольше затягивая процесс назначения чиновников.
Вне зависимости от того, станет Руслан Исаев председателем Верховного суда Дагестана или нет, следует признать: ВККС показала нам пример того, что государство еще есть и законы логики никто не отменял, несмотря на огромное влияние денег и связей.
Слева направо: Султан Ибрагимов, Руслан Исаев, Артур Орцханов, Руслан Мирзаев
Главное, что не учитывали кандидаты, – это критерии отбора. Ведь можно было поднять статистику ВККС за последние два года, практику назначения крымских судей и т.д. – и понять, что к кандидатам на пост председателя Верховного суда субъекта федерации применяют несколько простых требований: опыт работы судьей, опыт управления судами, «чистая анкета».
Если эти критерии не соблюдены, ходатайства главы субъекта, полпредства, заступничества больших чинов бесполезны.
Опыт управления судом можно исключить, если за кандидата поручился председатель ВС РФ, но в этом случае ему нужны железные аргументы в пользу кандидатуры на заседании спецкомиссии в администрации президента. Именно так на пост главы дагестанского Верховного суда прошел его предыдущий председатель Руслан Мирзаев.
Дагестанцы на приеме у Руслана Мирзаева. Фото: riadagestan.ru
Похоже, что многие претенденты не учитывали эти критерии и рискнули не только временем и деньгами, но и карьерой своих родственников, вынудив их менять место работы, как, например, сделал Мухтар Омаров.
Вторая часть урока выглядит еще интересней. Пресса и политические круги Дагестана сразу обозначили основных двух-трех претендентов, используя критерии денег и политических ресурсов: зампредседателя Верховного суда РД Сулейман Сулейманов, руководитель управления судебного департамента Мухтар Омаров и председатель Советского районного суда Омар Омаров.
Зампред ВС Дагестана Сулейман Сулейманов. Фото: sudrf.ru
Чем занялись основные претенденты? Они стали сливать компромат друг на друга, взаимно уничтожая шансы. В итоге прошел самый «незапятнанный», которого «большие люди» не замечали.
Удивительно, что один из претендентов, имея судейский стаж и работу в управлении судами, упорно не хотел замечать минусы, связанные с ним лично, с его решениями и должностными статусами родственников.Если бы потеря веры в государство, большие материальные и политические ресурсы не затмили разум некоторым претендентам и наблюдателям, то они осознали бы: лидером гонки в этом заезде был именно Руслан Исаев. Он имеет большой судейский стаж, опыт управления двумя районными судами и председательства в Совете судей Дагестана. Прозвучавшая на заседании ВККС информация о множестве его родственников в «Газпроме» только прибавила очков кандидату.
Руслан Исаев. Фото: onkavkaz.com
Но все эти очевидные плюсы не хотели замечать.
Даже если выстраивать версию о возможном победителе с точки зрения дагестанского национализма и клановости, то распределение ресурсов изначально было на стороне Исаева.
Теоретически аварские и даргинские кланы распределили свои ресурсы не просто между разными, а между непроходными кандидатами. А кумык в списке был только один. Это изначально давало националистам подсказку, что в него вложат больше ресурсов, чем в остальных кандидатов. И даже не вдаваясь в подробности связей, чисто гипотетически можно было бы назвать ряд кумыков, которые могли помочь Исаеву ресурсами, включая спикера Народного собрания Хизри Шихсаидова.
Хизри Шихсаидов. Фото: «Единая Россия»
Политические выводы
Шок – самое нейтральное слово, каким дагестанские коллеги-юристы описывают реакцию на результаты заседания ВККС. Но он быстро пройдет, и встанет вопрос: как теперь будет выглядеть политическое и, главное, юридическое поле Дагестана?
Первое, на что обращают внимание: кумыки возвращают свое присутствие на юридических должностях после ухода из министерства юстиции Тажутдина Бижамова и Ольги Шапиевой.
Ольга Шапиева. Фото: riadagestan.ru
Есть опасения, что оппоненты Руслана Исаева (прежде всего аварские националисты) будут предрекать увеличение конфликтов на отгонных землях, т.к. судебная практика по спорам о правах на землю и жилые дома может обернуться против аварцев, даргинцев и лезгин, чьи села оказались на кумыкских землях.Но главный вывод из решения ВККС – не в том, кто станет председателем Верховного суда Дагестана, и даже не в том, кем он будет по национальности. Дагестанская политическая элита поняла, что вот так неожиданно, из ниоткуда, Москва может назначить главой республики человека, о котором даже не думали как о претенденте. Что, кстати, уже случилось в январе 2013 года.
Президент РФ Владимир Путин и глава Дагестана Рамазан Абдулатипов. Фото: ТВЦ
Поэтому внимание будет уделяться не только толстосумам и людям с крепкой «крышей» и связями, но и тем кандидатам, которые кажутся незначительными.
Похожие материалы (по тегу)
- В Дагестане проведут Дни культуры Объединенных Арабских Эмиратов
- Республиканский военкомат в Дагестане опроверг приказ о передаче машин граждан ВС РФ
- «ИМАМ ШАМИЛЬ: ВЗГЛЯД СКВОЗЬ ВРЕМЯ»
- Путин объявил в России частичную мобилизацию. Кого призовут в первую очередь и кто получит отсрочку?
- В Дагестане мужчина нашел в подсобке своего дома новорожденного ребенка