Menu

Искры муфтиятов. Борьба ДУМ Чечни и Дагестана ставит под удар мусульманскую политику Кремля

Искры муфтиятов. Борьба ДУМ Чечни и Дагестана ставит под удар мусульманскую политику Кремля

ДУМ Дагестана вышло из состава Координационного центра мусульман Северного Кавказа (КЦ МСК). Причиной такого решения стала газета "Ас-салам". Такое решение принято после собрания муфтиев Северного Кавказа.

Как пишут кавказские СМИ, ДУМ Дагестана заявило, что 17 марта до начала этого собрания муфтиев ряд муфтиев республик Северного Кавказа высказали свое несогласие с тем, что представители муфтията Дагестана, в частности распространители газеты "Ас-салам", работают на территориях их республик.

Издание «Кавка.Реалии» пишет, что муфтий одной из республик-членов КЦ МСК дал прямое указание своим имамам не участвовать в распространении газеты. "Кавказ.Реалии" ссылается на слова одного из распространителей газеты "Ас-салам" о том, что за пределами Дагестана к изданию действительно относятся с неприязнью.

Издатели данной газеты на самом деле достаточно назойливо навязывают ее мусульманам других регионов и даже Москвы. Судя по реакции самого дагестанского муфтията, их задело это замечание. И они ответили на него выходом из состава Координационного совета мусульман Северного Кавказа.

Для непосвященных стоит пояснить, что из себя представляет Координационный совет мусульман Северного Кавказа. И какую роль в нем играет каждый из муфтиятов кавказских республик. Дело в том, что с момента присоединения мусульманских земель к Российской Империи власти думали о том, как управлять мусульманами.

Изначально царские власти создали для управления делами мусульман Магометанское духовное собрание – прообраз будущих муфтиятов. В советский период Москва, боявшаяся возможного объединения мусульман, разделила их на 4 централизованных духовных управления.

Этими централизованными организациями были – Духовное управление мусульман Европейской России и Сибири, Духовное управление мусульман Северного Кавказа, Духовное управление мусульман Закавказья и Духовное управление мусульман Средней Азии.

У этих организаций были изъяты такие полномочия, как создание медресе и мектебов, организация курсов для подготовки имамов, образование мухтасибатов и многое другое. Духовные управления сохраняли только богословские функции под жестким контролем КГБ и коммунистической партии.

С развалом СССР все 4 централизованных Духовных управления начали делиться на духовные управления отдельных независимых стран – Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Киргизии, Туркмении, Азербайджана и т.д. А внутрироссийские централизованные Духовные управления начали делиться по отдельным республикам и регионам.

Последний муфтий Духовного управления мусульман Северного Кавказа Махмуд Геккиев был изгнан из своей резиденции в Махачкале. А само централизованное Духовное управление мусульман Северного Кавказа разделилось на Духовные управления мусульман Дагестана, Чечни, Ингушетии, Северной Осетии, КБР, КЧР и Адыгеи.

Однако, Москва подобно попытке собрать бывшие республики СССР, получившие независимость, в новую конфигурацию – СНГ, попыталась собрать получившие самостоятельность муфтияты республик Северного Кавказа в новую организацию – Координационный совет мусульман Северного Кавказа.

Эта новая организация не была такой же централизованной организацией, как развалившееся Духовное управление мусульман Северного Кавказа. И было предназначено только для координации деятельности самостоятельных муфтиятов соседних регионов.

Главой КЦ МСК была назначена предельно слабая и несамостоятельная фигура – муфтий КЧР Исмаил Бердиев. Он был выбран Москвой во главу КЦ МСК, чтобы не допустить лидерства в этой организации муфтиев сильных регионов, таких как Дагестан и Чечня.

Тем не менее, на протяжении существования КЦ МСК ее единство всегда находилось под угрозой. Поскольку сильные мусульманские регионы, в первую очередь, Дагестан и Чечня, не нуждались в этой организации. Она была для них обузой. И лишь под нажимом Кремля они продолжали сохранять в ней членство.

Но это членство было формальным, чтобы не нарушать картины стройной и последовательной кремлевской политики на мусульманском поле Северного Кавказа. На самом деле практически все муфтията, особенно дагестанский и чеченский, жили самостоятельной жизнью.

Причем именно муфтияты этих двух регионов периодически показывали свое раздражение попытками КЦ МСК влезать в их жизнь и пытаться навязывать какие-то общие правила работы для всех регионов Северного Кавказа. В итоге о своем выходе из состава КЦ МСК сначала объявила Чечня, а теперь уже и Дагестан.

Причем стоит отметить, что муфтията Дагестана и Чечни отличаются наиболее крепкими позициями внутри своих республик, а также на общекавказском поле. Муфтият Чечни после завершения двух войн периодически демонстрировал амбиции стать лидером среди муфтиятов остальных республик Кавказа и оказывать на них влияние.

Эти попытки сдерживаются Кремлем, который боится резкого усиления Чечни и превращения ее в лидера Северного Кавказа. Эти попытки также вызывают глубокое раздражение у дагестанского муфтията, который по праву считает, что исторически, на протяжении более тысячи лет наиболее влиятельной общиной мусульман на Кавказе были именно дагестанские мусульмане.

http://onkavkaz.com

Наверх

Анти-террор

Невесты Дагестана

Диаспоры

Звезды

Рейтинги

Просмотров: 4961

Вперед, GODUDU!

30 марта в конференц-зале ректората ДГУ состоялась пресс-конференция Гаджимурада Алиева и Запира Алх...

Ростелеком