Menu

ИССЛЕДОВАНИЯ: 90% армянского населения Карабаха оказалось потомками дагестанских народов

ИССЛЕДОВАНИЯ: 90% армянского населения Карабаха оказалось потомками дагестанских народов
Политизированность карабахской проблемы не позволяет ученым отделить историю от идеологических заказов властей
Алина Манафова. МИД Азербайджана заявил о двойных стандартах к ситуации в Карабахе, обвинил Ереван в заселении Карабаха армянами Сирии и Ирака. Притом, что армяне Карабаха оказались не армянами по происхождению.
Заселение Карабаха армянами Сирии и Ирака

«Двойные стандарты мирового сообщества препятствуют урегулированию нагорно-карабахского конфликта и затягивают переговорный процесс», — заявил заместитель главы МИД Азербайджана Халаф Халафов на заседании комитета ПАСЕ по миграции, беженцам и вынужденным переселенцам.

«Кроме того, Армения продолжает заселять захваченные земли армянами из Сирии и Ирака, стремясь изменить демографию региона. Международные организации должны обратить особое внимание на этот вопрос», — сказал Халафов.

По его словам, Азербайджан подготовил программу «Великое возвращение», направленную на возвращение коренного населения в свои дома после вывода вооруженных сил Армении с оккупированных территорий.

ИССЛЕДОВАНИЯ: 90% армянского населения Карабаха оказалось потомками дагестанских народов

«Первые шаги в этом направлении осуществляются в освобожденном от армянской оккупации селе Джоджуг Марджанлы Джебраильского района, где сегодня осуществляется разминирование. В короткие сроки жители села смогут вернуться в восстановленный населенный пункт», — отметил замминистра.

При этом на днях в Баку завершилась международная конференция «Нагорно-Карабахский конфликт: истоки, миротворчество и роль гражданского общества», организованная азербайджанским Центром истории Кавказа.

Интересной особенностью встречи около сорока видных политологов из семи стран было то, что выступавшие были едины в мнении о невозможности разрешения карабахской проблемы без объединенных усилий гражданского общества. Исключительно правительственными усилиями этот конфликт не решить.

Для участия в конференции в Баку прилетели армянские общественные активисты – гражданин Швеции, писатель Ваге Аветян, гражданин Украины, исследователь-этнограф Роберт Агаджанов и бакинская журналистка Сюзанна Джагинян.

Признания армянских экспертов

Артур Агаджанов родился и вырос в Ходжавендском районе Карабаха, жил в Баку, а с началом конфликта переехал в украинский Луганск. Он исследует этнические корни карабахского армянского населения и пришел к выводу, что только 10% живущих сейчас в Нагорном Карабахе людей могут быть настоящими армянами.

Остальные - тюрки-христиане, албанцы и выходцы из Северного Кавказа. Агаджанов различает этногенез карабахцев по фамилиям, языку и даже антропологически, подчеркивая глубокие различия между языками, на которых говорят армяне Карабаха (карабахцы) и армяне в Армении.

ИССЛЕДОВАНИЯ: 90% армянского населения Карабаха оказалось потомками дагестанских народов 

Изучая этногенез карабахского населения, он ссылается на исторические труды Улдуз Гашимовой, исследовавшей в 70-х годах прошлого столетия, высоко оценивает научные труды историков Фариды Мамедовой и Зия Буниядова.

Выступавшая следом за ним член-корреспондент Академии наук Азербайджана Фарида Мамедова рассказала, как в 1965 году в Ленинграде, где она вместе с Зия Буниядовым принимала участие научной встрече.

После выступления по проблеме албанистики Зии Бунъядова неожиданно вспылил ереванский историк Юзбашьян. Он покинул мероприятие, срочно улетев в Ереван, где встретился с «ответственными товарищами» и прилетев в Ленинград всем заявил о том, что «Армения начнет отторжение Нагорного Карабаха от Азербайджана». «Я тогда ничего не поняла и удивленно спрашивала у других – что значат эти слова?», - вспоминала азербайджанский историк.

Албанские предки армян Карабаха

На сегодня происхождение армяноязычного населения Карабаха от жителей древнего государства Кавказская Албания с последующими вкраплениями тюрков-христиан является единогласно принятой в научных кругах.

Напомним, что существовавшее в домусульманский период и в период до появления тюрков-огузов на Кавказе государство Кавказская Албания было населено предками южнодагестанских народов – лезгин, цахур, рутульцев, агульцев и табасаранцев.

Так, в изданном Институтом востоковедения РАН труде "Albania Caucasica" один из ключевых авторов, ныне заместитель директора Института Аликбер Аликберов публикует статью «Кавказская Албания и лезгинские народы».

В статье известный историк справедливо отмечает, что «важная, актуализированная и крайне политизированная проблема связана с определением границ Кавказской Албании, особенно южных рубежей».

«Условно ее можно назвать проблемой правобережья, поскольку Нагорный Карабах (Арцах), значительная часть которого именовалась Цавдек и коренных жителей которого (цавдеев) Мовсес Хоренаци недвусмысленно относил к албанским племенам, находился именно на правобережье Куры.

ИССЛЕДОВАНИЯ: 90% армянского населения Карабаха оказалось потомками дагестанских народов

Большинство армянских исследователей настаивает на том, что территория Албании не распространялась южнее Куры (за исключением в основном периода после раздела 387 г., марзбанства и Михранидов), причем они акцентируют внимание не только на границе политической, но особенно ― этнической: по их мнению, река Кура была границей двух различных этнических общностей.

Тем самым, в частности, отрицается сам факт кавказско-албанского происхождения автохтонов некоторых исторических областей правобережья. В свою очередь, азербайджанские исследователи порой значительно сдвигают на юг политические и этнические границы Кавказской Албании», - отмечает автор.

Оттого, он указывает и на вытекающую из этих двух проблем третью, чрезвычайно актуальную для народов лезгинской группы. «Признавая кавказских албан близкими по происхождению и языку восточнокавказскими племенами, многие исследователи, тем не менее, стараются сегодня избегать даже упоминания о лезгинских или в целом дагестанских народах, замалчивать их этническую, этнокультурную сопричастность», - отмечает Аликберов.

Арменизация албанского населения

При этом, особый исторический трагизм ситуации придает и тот факт, что этническое, культурное и территориальное наследие Кавказской Албании фактически оказалось ассимилировано соседними народами. В том числе и потому, что на протяжении истории так и не сложилось единой консолидированной албанской народности.

Первой волной ассимиляции албанского населения края было, конечно же, усиление армянского влияния на жителей этих земель. Значительная часть албанского разноязычного населения на правобережье реки Куры приняла христианство, в раннем средневековье перешла на армянский язык, смешалась с армянами и была арменизирована.

ИССЛЕДОВАНИЯ: 90% армянского населения Карабаха оказалось потомками дагестанских народов

Армянское влияние на этих областях было особенно сильно из-за довольно долгого нахождения их в составе Великой Армении. Процесс арменизации начался в древности, ещё в эпоху политической гегемонии Великой Армении, но особенно активным был в VII—IX веках.

К.В.Тревер отмечает, что в VII—X веках «Арцах и большая часть Утика были уже арменизованы». Данное утверждение подтверждается многочисленными историческими источниками. Так, например, в 700 году сообщается о наличии арцахского диалекта армянского языка.

С тех пор здесь развивается также армянская культура. Антропологические исследования показывают, что нынешние карабахские армяне являются прямыми физическими потомками древнейшего населения области. Источники ещё фиксируют албанский язык в равнинной части Утика в округе Барда в Х веке, но затем упоминания о нём исчезают.

Последнее изменениеПонедельник, 20 марта 2017 16:07
Наверх

Анти-террор

Невесты Дагестана

Диаспоры

Звезды

Рейтинги

Просмотров: 4776

Вперед, GODUDU!

30 марта в конференц-зале ректората ДГУ состоялась пресс-конференция Гаджимурада Алиева и Запира Алх...

Ростелеком