Menu

Выступление Здунова перед Путиным оставило противоречивое впечатление

Выступление Здунова перед Путиным оставило противоречивое впечатление

Многие дагестанцы 25 апреля неожиданно увидели в репортажах федеральных телеканалов и других СМИ со встречи Президента России Владимира Путина с первыми выпускниками программы развития кадрового управленческого резерва своего нового председателя правительства. Более того, Артём Здунов выступил от лица 74 слушателей программы со словами благодарности за её организацию и сообщил, что в ходе учебы его направили в Дагестан на производственную практику. Эти слова резанули слух многих дагестанцев, но федеральные СМИ, видимо, ничего необычного не заметили. Но не только это обнаружилось в работе премьер-министра.

Практика или управление?

Слова «производственная практика» можно воспринимать по-разному, но, прежде всего, как получение опыта в применении теоретических знаний в практической деятельности студентами вузов, ссузов, ПТУ. Подтекстом речь идёт о неопытном человеке, которого будут обучать работать на станке, на конвейере, в производственной или управленческой цепочке, овладению навыками и умениями в используемых социальных и инженерных технологиях.

И в какой-то степени Артём Здунов прав. Есть народная поговорка «век живи, век учись». Тем более в наше стремительно меняющееся время… К тому же программа развития кадрового управленческого резерва хотя и организована по поручению главы государства, но осуществляется на базе Высшей школы государственного управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ в сотрудничестве с ведущими образовательными учреждениями страны: Корпоративным университетом Сбербанка, Московской школой управления «Сколково», Высшей школой экономики.

Но, с другой стороны, назначение Артёма Здунова на должность председателя правительства анонсировалось врио главы РД Владимиром Васильевым 7 февраля на сессии Народного собрания РД так: «…успешно работал в Татарстане… доверяют в Правительстве РФ… я с чистой совестью предлагаю вам эту кандидатуру. Я за нее несу ответственность. Убежден, что уже в ближайшее время вы тоже примите участие в достижении конкретных, полезных результатов для республики».

А председатель парламента Хизри Шихсаидов заявил: «Он в последние годы (с октября 2014 года) возглавлял одно из ключевых министерств Республики Татарстан – министерство экономики… У Артёма Алексеевича хорошее образование, опыт работы, он равноудален и независим, что очень важно для Дагестана. Уверен, что он нацелен работать на развитие нашей республики и повышение благосостояния дагестанцев».

Надо признать, что тогда многие положительно восприняли такие личностные характеристики Здунова и поверили в его высокую миссию.
Но теперь, согласитесь, что эти характеристики как-то не вяжутся с «производственной практикой» Здунова в Дагестане. Несмотря на то, что она проходит в рамках программы, которую многие эксперты назвали подготовкой будущих губернаторов.

Остаётся только гадать, почему председатель правительства употребил именно это выражение. И в целом выступление перед Владимиром Путиным оставило противоречивое впечатление. Например, для того, чтобы показать какое хорошее настроение в группе обучающихся, Артём Здунов сообщил, что «некоторые не только на практику поехали, но и в декретный отпуск».
Вроде хотел пошутить, но использовать такой аргумент в пользу серьёзного дела вряд ли стоило. Не случайно пресс-служба Главы и Правительства РД в своём сообщении этот эпизод опустила.
Нужно ручное управление!?

А чуть ранее, 19 апреля, проводя совещание по вопросу о состоянии и мерах по улучшению инвестиционного климата в республике, премьер-министр заявил: «Нам надо кратно увеличить объем привлекаемых инвестиций… Изучая эти вопросы, я и мои коллеги пришли к выводу, что пока без ручного управления мы не справимся. Сейчас речь идет о том, что даже наши, местные, предприниматели зачастую боятся вкладывать средства… И основная причина – коррупция, требование взяток. Этим отпугивали людей. Но все исправимо. Однако для этого должен быть четкий реестр бизнеса, который готов вкладывать любые средства, в том числе и небольшие. И с каждым мы будем работать персонально».

Между тем термин «ручное управление» в нормативно-технической документации означает, что это управление только путем прямого приложения физической энергии человека.
В сфере бизнеса, когда говорят о ручном управлении, то понимают, что руководитель компании замыкает на себе принятие всех решений, не делегирует полномочия своим коллегам и подчинённым, сводит их роль к техническому исполнению поручений, инструкций и регламентов, соответственно, не доверяет их умениям и знаниям. Зачастую, если кампания небольшая, то это оправдано. Но надо помнить, что ручное управление не развивает персонал, ведёт к равнодушию и незаинтересованности в работе.

В другом смысле под ручным управлением понимается личное вмешательство в выстроенную систему бизнес-процессов в компании в случае кризиса или для улучшения работы компании.
Эксперты сходятся во мнении, что однозначных рецептов для выбора эффективной модели и стиля управления нет и всё зависит от объёма ресурсов, условий работы и задач компании. Эффективность же ручного управления пропорционально зависит от лидерских качеств и квалификации руководителя. В крупных компаниях управление через головы руководителей среднего звена, как правило, снижает эффективность управления.

Но, если в бизнесе всё в конечном счёте подчинено одной цели — получению выгоды, то в госуправлении необходимо учитывать гораздо больше законов, факторов и интересов. Тем не менее, термин «ручное управление» стал употребляться с 2007 года, когда Владимир Путин, отвечая на вопросы телезрителей, посетовал на то, что не сформировалась самонастраивающаяся рыночная экономика, и придётся до достижения соответствующего уровня управлять в ручном режиме ещё лет 15-20.

В результате за прошедшие годы мы убедились в правиле: есть чиновники на местах, которые управляют плохо, но есть Президент России, которому стоит узнать о проблеме, как он либо сразу даёт поручение или приезжает сам, самолично заслушивает до мелочей региональных и местных начальников, и все быстро и хорошо решается.

Но это не значит, что госуправление отсутствует и его полностью должно заменить ручное управление. В научных кругах уточняют, что «ручное управление – это локальная «подстройка» системы государственного управления, осуществляющаяся управляющим элементом в форсированном режиме для решения определенных целей», что подразумевает в основном действия в чрезвычайных ситуациях. В таких случаях считается, что оно допустимо, оправданно и даже необходимо.

Но по аналогии с бизнес-сферой эксперты предостерегают от того, чтобы управление «ручного» характера приобрело постоянный характер и распространялось на широкий круг проблем, поскольку чиновники, перестав отвечать за принимаемые решения, теряют квалификацию и становятся равнодушными к свой работе.

Кроме того, один человек не может дойти до каждой проблемы и, занимаясь кучей частных тем, он не сможет в должной мере заняться вопросами системного и стратегического характера, которые должны решаться руководителями государства и субъектов РФ.

Если исходить из вышеизложенных соображений, то следует вывод, что в Дагестане в инвестиционной сфере чрезвычайная ситуация, и каждым инвестором председатель правительства будет заниматься персонально. Хотя признание ЧС противоречит словам врио главы РД Владимира Васильева в февральском интервью 5-му телеканалу о том, что терроризм побеждён, с коррупцией борются и можно перейти к спокойному развитию экономики.

Новое – хорошо забытое

Своего рода формулой ручного управления на упомянутом совещании 19 апреля стали слова Артёма Здунова о том, что «мы должны взять под свою опеку те компании, которые хотят работать в республике. При этом каждый министр должен быть инвестиционно ориентирован».
Он заявил также, что для привлечения инвестиций формируется инвестиционный меморандум, который будет определять приоритетные направления инвестиционной деятельности республики, перечень приоритетных инвестпроектов и государственных программ РД на 2018 год, потенциал республиканского рынка товаров, а также основные задачи органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в инвестиционной сфере. Министр экономики и территориального развития РД Осман Хасбулатов сообщил, что проект меморандума проходит согласования, которые завершится на следующей неделе.

Но 26 апреля, во время встречи премьер-министра с предпринимателями, которая была тоже посвящена вопросам инвестиций, Хасбулатов о меморандуме ничего не сказал.
Между тем из сообщений пресс-службы Главы и Правительства РД о совещании и встрече следует, что выступающие повторяли то, о чем говорилось при прежних руководителях. Так, Рамазан Абдулатипов тоже закреплял за каждым инвестпроектом члена правительства. Аналогично, на совещании министр экономики и территориального развития РД отметил, что «в качестве основных барьеров для ведения инвестиционной деятельности в Дагестане предприниматели называют сложности с получением и оформлением земельных участков, усложненные процедуры получения разрешительной документации, особенно в сфере строительства, невнятность процедуры технологического присоединения к сетям, отсутствие готовых инвестиционных площадок, недоступность финансовых ресурсов, нехватка инженерных кадров».

Вновь сказали о необходимости расширить использование инструмента лизинга для обеспечения сельхозтехникой и создания машино-тракторных станций (МТС). Вспомнили о территории опережающего социально-экономического развития г. Каспийск (ТОСЭР) и предложили добиться от Правительства России расширения её границ, а также включения дополнительных видов деятельности и уменьшения требований к инвестпроектам резидентов.

Всплыли и проблемы Каспийского завода листового стекла, желавшего построить участок железной дороги, но сталкивающегося с неурегулированностью земельных вопросов.
В который раз заявили о необходимости создания хранилищ для овощей и фруктов, строительства предприятий переработки сельхозпродукции, и продвижения их на рынки других регионов.
На встрече 26 апреля опять обсудили барьеры для предпринимателей региона. Оказалось, что Правительство РД совместно с Агенством стратегических инициатив РФ провели стратегическую сессию по улучшению инвестиционного климата в регионе, на которой определили, что основные направления, требующие первоочередного внимания, это контрольно-надзорная деятельность и технологическое подключение к электрическим и газовым сетям. По итогам сессии подготовлен проект «дорожной карты».

А министр сельского хозяйства и продовольствия РД Абдулмуслим Абдулмуслимов рассказал об ожидаемой урожайности и о важности поддержки предпринимателей, работающих в сфере АПК. Он посетовал на то, что бренд Дагестана – баранина — вывозится в другие регионы нерасфасованной и неупакованной, в то время как красивая упаковка, аккуратное оформление дали бы возможность продавать ее значительно дороже.

Были выдвинуты и другие предложения, но при этом все инициаторы умалчивали об источниках финансирования и компенсациях за запрашиваемые льготы и другие преференции. По некоторым инвестпроектам давались устные поручения, но и это выглядело повторами. Поэтому можно было сразу начинать с обсуждения причин того, почему не решались или почти не решались застарелые проблемы.

Между тем, 23 марта издано постановление Правительства РД «О Республиканской инвестиционной программе на 2018 год и государственной поддержке дорожного хозяйства РД в 2018 году», в котором, согласно закону о республиканском бюджете, на адресную инвестпрограмму выделяется 643,2 млн рублей, на мероприятия по социально-экономическому развитию городов и районов РД — 2 млрд 620,4 млн, на мероприятия по газификации населённых пунктов РД — 120 млн, на господдержку дорожного хозяйства — 5 млрд 920,2 млн рублей. Всего — 9 млрд 303,8 млн рублей.

Если не считать серьёзного финансирования дорожного хозяйства, которого всегда почему-то добивался Рамазан Абдулатипов, всё остальное — это размазанные по объектам небольшие средства, которые в сумме не покрывают и десятой доли от потребного.

Возникает вопрос: а откуда возьмутся деньги для поддержки инвесторов, если все расходы уже расписаны? И почему по итогам совещаний и встреч не утверждаются и не публикуются перечни поручений, как это делается на федеральном уровне? И насколько правильно выстраивается ручное управление? Или это всего лишь производственная практика?

Эдуард Уразаев

Источник: riaderbent.ru

 

Медиа

Наверх

Городская среда. Выпуск от 28.03.2018

Анти-террор

Невесты Дагестана

Диаспоры

Звезды

Рейтинги

Просмотров: 6478

Вперед, GODUDU!

30 марта в конференц-зале ректората ДГУ состоялась пресс-конференция Гаджимурада Алиева и Запира Алх...

Ростелеком