Menu

Праздник освобождения – Песах – в Махачкале

По окончании Великого поста весь православный мир отмечает праздник Воскресения Христова. Но Пасху празднуют не только христиане. Для евреев этот праздник, являясь неотъемлемой частью не только вероисповедания, но и культуры и истории, символизирует еще пробуждение природы, обновление мира и освобождение человека. Еврейская Пасха, еще ее называют Песах, каждый год выпадает на разные числа и длится семь дней. Песах на иврите означает «прошел мимо, миновал». В этом году Песах выпадает на 14 апреля и продлится до 21 апреля.
В праздновании Песаха есть много обрядов и обычаев, которые надо скрупулезно выполнять. Чтобы окунуться в историю и познакомиться с обычаями и национальными блюдами предстоящего красочного праздника, мы побывали в гостях у представителей еврейской общины Махачкалы.
«Праздник Песах – время рождения еврейского народа. Он установлен в память об Исходе из Египта, произошедшем более 3000 лет назад. История еврейской Пасхи уходит своими корнями в глубину ветхозаветного времени и начинается с тех пор, когда евреев как нации еще не было. Жил на земле праведный человек Авраам со своей женой Сарой. По Божьему обетованию у него родился сын Исаак, а у Исаака родился сын Иаков. У Иакова родилось 12 сыновей, одним из которых был Иосиф. Братья из зависти продали его в рабство в Египет, где Иосиф очень преуспел в глазах правящего в те времена фараона. И, когда спустя некоторое время, во всех окружающих странах, кроме Египта, начался голод, Иаков со своими сыновьями переселился туда. Иосиф, конечно, не держал обиды на братьев, он ведь их очень сильно любил и скучал по своей семье. Пока он был жив, израильтяне были в чести у местного фараона. Но время шло, одно поколение сменялось другим, про заслуги Иосифа давно уже забыли. Евреев стали сильно притеснять и угнетать. Дело доходило даже до убийства.
Одним словом, израильский народ из гостей превратился в рабов. Но Господь не оставил свой народ и послал им Моисея и брата его Аарона, чтобы вывести их из египетского плена. Фараон долго не желал отпускать своих рабов, несмотря на посылаемые на него кары Божьи, он не слушал еврейских посланников. Тогда Бог повелел израильтянам заколоть молодых непорочных ягнят, съесть ночью до утра, а кровью этих ягнят помазать двери своих жилищ. Ночью, пока египтяне спали, а евреи исполняли Божье повеление, по Египту прошли ангелы и умертвили всех египетских первенцев от скота до человека. В испуге фараон повелел спешно выгнать евреев из Египта. Но спустя некоторое время он опомнился и пожалел о содеянном. Войска и сам фараон бросились в погоню. Но Бог провел народ через воды Красного моря, а врагов потопил в его водах. С тех пор израильтяне каждый год празднуют Пасху как день своего освобождения из египетского рабства.
В наши дни еврейскую Пасху празднуют не только в Израиле, но и в других странах, где проживают еврейские семьи. И независимо от географического местонахождения для всех евреев существует один единый порядок празднования Песаха. Один из главных иудейских праздников отмечают и горские евреи, проживающие в Дагестане», – поведала историю праздника заместитель председателя Махачкалинской еврейской общины Марта Алекян.
Как написано в священной книге Тора, евреи так спешили покинуть Египет, что взяли с собой недобродившее тесто, из которого испекли мацу. В память об этом Бог повелел евреям есть мацу, празднуя Песах и вспоминая об Исходе.
Датой еврейской Пасхи считается месяц нисан, т.е. апрель, 14-й его день. За неделю до самого дня празднования Песаха в домах проводят генеральную уборку и удаляют из жилища хамец – все квасное, пшеничный хлеб, макароны, спиртное и любые другие продукты, содержащие зерновые. До Песаха нельзя употреблять и хранить никакие продукты и напитки, если они содержат хотя бы частичку хамеца. Поэтому дом к празднику тщательно убирают, повседневную посуду меняют на праздничную, а продукты приобретают со специальной пасхальной печатью.
Как говорит Марта, традиционно на столе должно быть красное вино, жареная рыба, вареные яйца, зроа – мясо или курица с костью, прожаренные на огне, мараор – горькая трава (которую едят, макая в соленую воду), карпас (садовые овощи: вареный картофель, морковь, редис, петрушка), маца.
– Раньше мы заказывали мацу в Дербенте, женщины пекли ее в специальных печах. Сейчас мы получаем мацу из московской синагоги. Каждый год они принимают заявки ото всех еврейских организаций России, и в начале года, в феврале, присылают нам. Но заявки надо успеть подать до определенного срока, позже уже нельзя.
Празднуя Песах, накрывают четыре седера – праздничный ужин: сначала в первые два дня праздника, а потом в последние два дня. Сюда входит немало важных моментов. В эти дни принято ходить в гости к старшим, друг к другу, к родственникам и соседям. Согласно преданию, седер начинается вечером. По возвращении из синагоги все члены семьи с заходом солнца зажигают свечи и садятся за стол. За столом обязательно должна излагаться история праздника, вкушение горьких трав – это воспоминание о горечи, оставшейся после Исхода из Египта. Во время седера существует обязанность выпить четыре чаши вина или виноградного сока. Виноградный сок также считается вином и может использоваться на седере, если он приготовлен согласно требованиям кошерности для вина. Это относится и к женщинам, и к мужчинам. Каждая чаща служит вступлением в следующую часть седера,– говорит она.
– Здесь в Дагестане многие люди оставались религиозными, даже когда это было запрещено. И даже несмотря на то, что мой отец был коммунистом, я помню с детства, как мы накрывали столы на еврейские религиозные праздники. Почему этот праздник пользуется у нас особой любовью? Наверное, дело в том что, Песах – это не только время освобождения наших из Египта, но и тот ключевой момент в истории, когда Бог избрал наш народ. Недаром мацу называют еще «хлеб бедности» – ведь в нем мука и вода, без каких либо примесей и добавок. Это символ скромности, знак понимания того, что вся наша жизнь возможна только при помощи небес, что мы все обязаны Творцу.
В дни празднования Песаха еврейский народ не просто вышел из рабства – он стал служить Богу, то есть обрел подлинную свободу. Поэтому каждый год в эти дни мы благодарим Бога за все, что у нас есть, и в ответ демонстрируем, что готовы выполнять все Его законы и заповеди, – отметил в беседе председатель Махачкалинской еврейской религиозной общины Шими Дибияев.
В настоящее время в Махачкале проживает около 1500 горских евреев. В Дагестане три действующие синагоги – в Махачкале, Дербенте и старинная в Буйнакске. В начале прошлого века в Махачкале было семь синагог. Но в Советское время, во время борьбы с религией, государство отобрало все эти здания. В 1970-х Шими Дибияев на свои средства выкупил здание в центре города для общины горских евреев и обустроил ее под синагогу.
С 2005 года, несмотря, на преклонный возраст, он занимается руководством общины. И как, рассказала нам зампредседателя еврейской общины Марта Алекян, община Махачкалы держится на его оптимизме.

Длится еврейская Пасха 7 дней. И каждый раз по традиции в этот праздник в синагоге Махачкалы хазан Алисултан Алхазов читает праздничные молитвы и благословения. Он из семьи потомственных хазанов, его отец Яхья и брат Шамаил тоже были хазанами при синагоге. А имя Алисултан ему дал отец в честь друга-дагестанца, который спас его на войне.  

Источник: http://www.mi-dag.ru/news/384/society/2014/04/10/12143

Наверх

Анти-террор

Невесты Дагестана

Диаспоры

Звезды

Рейтинги

Просмотров: 22086

Вперед, GODUDU!

30 марта в конференц-зале ректората ДГУ состоялась пресс-конференция Гаджимурада Алиева и Запира Алх...

Ростелеком